Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ Словари
 


СЛОВАРЬ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
О СЛОВАРЕ

Каспар снова и снова приходил на место засады с увеличительной трубою и однажды застал ее <птицу> довольно долго в неподвижности; голова темно-оливковая, или нет, цвета спаржи, такие же и лапки; клюв горчичного оттенка, от него к окружности глаза тянется широкая полоса, и глаз напоминает кукурузное зерно, в середине его блестящая черная точка. Золотистый ошейник, позолота на кончиках крыльев, а тельце, от грудки и до рулевых перьев хвоста, перьев тонких и завитых, как женские кудри, это тельце красное... о как бы это... Багряное, багровое, червленое, пурпурное, алое, карминное, кровавое, огненное, воспаленное, рдяное, рубинное, маковое, гвоздичное? предлагал Роберт. А иезуит на это: "Бледно, невыразительно". Роберт снова: "Цвета клубники? герани? малины? редиса? остролиста? кошенили? калины? мухомора? красноперки? снегиря? марены? кумача? сандала?" "Да нет", - негодовал фатер Каспар, воюя с собственным и чужими языками за верное слово. По синтезу Роберта не поймешь, кто в конце концов нашел результирующую эмфазу, информатор или информируемый. Но похоже, что остановились на ликующем цвете померанца и сочли, что речь идет об окрыленном солнце, короче говоря, на фоне белого неба эта голубка была как если бы денница выкатывала на овиди снегов раскаленный апельсин, сиятельнее херувима.

(Умберто Эко. Остров накануне / Пер. Е. Костюкович)

 

Первый маркиз.

Де Гиш.
Первый маркиз.
Де Гиш.

На ваших лентах столько глянца!
Как называется их цвет?
А вы не знаете?
Я? Нет.
Цвет нездорового испанца.

(Эдмон Ростан. Сирано де Бержерак / Пер. Вл. Соловьева)

 

Как заметил Людвиг Витгенштейн, «цвет побуждает нас философствовать»… Над разгадкой физической природы цвета и биологической способностью человека распознавать различные цветовые оттенки ученые ломали голову в течение многих столетий. Последние исследования в этой области доказали, что за такую способность отвечает у человека целый десяток так называемых «пигментных» генов, составляющих определенный набор, индивидуальный для каждого, - поэтому два человека, глядя на один и тот же предмет, могут воспринимать его цвет по-разному...

При этом антропологи Брент Берлин и Пол Кей еще в шестидесятые годы прошлого века обосновали теорию о том, что основных названий цвета в любом развитом языке всего одиннадцать. По их мнению, существует семь стадий развития цветовой терминологии, отражающих последовательность появления каждого слова. Так, на первой стадии появляются только два базовых обозначения (белый и черный), на второй к ним присоединяется обозначение красного цвета, на третьей-пятой стадиях добавляется по одному слову из трех: синий, зелёный и жёлтый (для разных языков последовательность развития этих трёх цветообозначений может быть различной) – на шестой стадии всегда возникает обозначение коричневого, а высшая, седьмая стадия всегда ознаменована появлением сразу четырех номинаций – розовый, оранжевый, фиолетовый и серый. В русском же языке, по мнению многих исследователей наименований цвета, к гамме основных следует причислить ещё и голубой цвет.

Однако с развитием языка происходит и развитие системы цветообозначений. К рубежу ХХ-ХХI веков в словарном запасе русского языка уже хранится множество наименований для обозначения оттенков, например, голубого цвета: это и берлинская лазурь, и блёраймондовый, и бусый, и жандарм, и лазоревый, и таусинный, и электрик… И десятки других! Многие из таких цветонаименований ныне уже не употребляются или употребляются крайне редко, так что при чтении классической литературы нам приходится ломать голову над тем, например, что имел в виду И.С. Тургенев, сообщая в романе «Отцы и дети» о том, что «Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета»… Ибо в нашем сознании не укладывается, как это красивое может иметь дикий цвет… Тогда как прилагательное дикий в тургеневскую эпоху было именно цветообозначением, называло серый цвет со стальным оттенком или сочетание светло-серого и бледно-голубого. А уж что за оттенки скрываются за символическими наименованиями сон разбойника, последний вздох жако или сольферино (именно над такими названиями иронизирует Эдмон Ростан, упоминая о лентах «цвета нездорового испанца»), догадаться практически невозможно. Да и более прозрачные с точки зрения их внутренней формы названия нередко становятся предметом терминологической путаницы: «О стилистике семидесятых напоминает прежде всего цветовая гамма - в то время основными цветами были кофейно-коричневый и зеленый, который одни называют баклажанным, а другие - цветом авокадо»...1

Сегодня же, с развитием рекламного бизнеса, число наименований цвета растет едва ли не с каждым днем. «Отношения дизайнера с потребителем или продавца с покупателем во многом напоминают отношения Пигмалиона и Галатеи. Рекламируя (предлагая) цвет автомашины, костюма или косметики, они "лепят образ", причем вместе с вещами клиент "примеряет на себя" и все, что этим вещам сопутствует, включая и название их цвета»2. Вот и появляются такие рекламные названия, как цвет кармен, цвет валюта, цвет монте-карло… Вот и мучается потребитель такого рекламируемого продукта в догадках: «на сайте одного из Питерских автосалонов нашел следующий список цветов для ВАЗ-11113: торнадо, зеленый сад, мурена, океан, мулен руж, гранат, кристалл, ла-манш, золотой лист, скат, сочи. Только как выглядят большинство из этих цветов не представляю»3; «на сайте "Ростокино-Лада", в гамме ВАЗовских цветов есть "Авантюрин"... Это ГАЗовский цвет, на ВАЗе он называется "Млечный путь"»4...

Разумеется, учесть все цветонаименования такого рода представляется задачей непосильной. Однако в предлагаемом вашему вниманию словаре мы сделали попытку описать наиболее употребительные из современных символических наименований цветов автомобиля и краски для волос, поскольку многие таких слов перешли из терминологической сферы в разговорную речь, а затем и в литературные тексты: Стричься будем? – полуутвердительно обратилась она к Ирине. – И краситься? Очень советую цвет «пьяная вишня», самый актуальный в этом сезоне! (Н. Александрова. Тренажёр для трёх граций); Последний сеанс избирательного политпросвета для журналистов начался по старшинству - с демонстрации бюллетеня по выборам президента России. Анатолий Фомин нежно покачал в воздухе листочек цвета "валюта" ("Вот этот бюллетень") и, не глядя, провел пальцем по одной из строчек (Вечерняя Казань. 12.03.2004).

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СЛОВАРЯ:

Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., Наука, 1975.
Василевич А.Л., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Каталог названий цвета в русском языке. М., 2002.
Василевич А.Л., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке. М., 2005.
Елистратов В.С. Язык старой Москвы. М., 2004.
Григорьева О.Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах. М., 2004.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 19 вв. М., 1995.
Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. М., 1996.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М., 1996.
Харченко В.К. Словарь богатств русского языка. М., 2006.
Berlin B., Kay P. Basic Color Terms. Univ. Calif. Press, 1969.

Будем признательны нашим читателям за замечания и дополнения.


1 http://www.salon.ru/
2 Василевич А.Л., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке. М., 2005.
3 http://www.oka-club.ru/forumnew/printthread.php?Board=tp&main=842&type=post. Орфография и пунктуация источника сохранены.
4 http://www.oka-club.ru/forumnew/printthread.php?Board=tp&main=2017&type=post. Орфография и пунктуация источника сохранены.

ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
СЛОВАРИ
ИМЕНА И ФАМИЛИИ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
НАЗВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
ПРОПИСНАЯ-СТРОЧНАЯ
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности