Следует учитывать,
что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным
своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие
сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового
материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов,
которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого.
Основной стилистический принцип публицистики
В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение
экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно,
в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных "дозах")
свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике,
в отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим
принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно,
ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве
имеет все же первый компонент.
На стилистику публицистической, прежде
всего газетной, речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации.
Газета - одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды.
Здесь массовым оказывается и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный
корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы
лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи
с этим одной из характерных стилистических черт публицистической, особенно
газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое выражение
в особенностях значений и функционировании языковых единиц. Собирательность
как лингвистический признак газетного стиля находит воплощение и в своеобразии
категории лица (использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении),
и в сравнительно повышенной частотности местоимений мы,
вы, наш, ваш и в особенностях их употребления.
Другая сторона указанного выше стилеобразующего
единства - информационная функция - воплощается
в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением
интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами
являются:
1) документализм, проявляющийся в объективности
и проверенной фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно
определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения;
документально-фактологическая точность проявляется в терминированности
речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком
употреблении профессионализмов;
2) сдержанность, официальность, подчеркивающие
значимость фактов, информации; эти черты реализуются в именном характере
речи, своеобразии фразеологии (клише) и т. д.;
3) известная обобщенность, абстрагированность и понятийность
изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве
с образной конкретностью выражения).
Такова сложная стилевая структура газетной речи.
Напомним, что публицистический стиль
находится как бы на пересечении научного и художественного. Во всяком
случае, он, действительно, использует приемы и средства этих стилей (как
и официально-делового) и оказывается областью живых межстилевых взаимодействий,
что приводит к усложнению его структуры. Однако средства других стилей
имеют в газете свою особую функцию, и потому известная многостильность
языковых единиц не приводит к эклектичности стиля и разрушению его единства.
Заметим, что многообразие стилистических
черт и средств неодинаково представлено в различных жанрах газеты. Одни
(передовые, теоретические, постановочные, научно-популярные статьи, обозрения,
рецензии, интервью и т. д.) тяготеют к аналитико-обобщенному изложению
и к характеру речи и стиля, близкому к научному, но с непременным публицистическим,
экспрессивно воздействующим и ярко оценочным моментом, другие (очерки,
зарисовки, памфлеты, фельетоны) близки по стилю к художественным, однако
также насквозь публицистичны.
Публицистический стиль, как и художественный,
отличается своеобразной многостильностью, что вызывает закономерный вопрос
о целостности публицистического стиля и особенно газетного подстиля. Конечно,
в целом газетная лексика неоднородна. Она включает в себя большой круг
книжных слов, с другой стороны, здесь используется и разговорная,
а изредка и просторечная лексика, как правило, со специальными
стилистическими целями. Однако при этом некоторые разряды слов оказываются
типичными для газеты, например: общественно-политическая терминология,
специальная газетная профессиональная лексика (интервью,
корреспондент, информация, репортаж и т. п.), а также большой круг
иноязычных заимствований. Кстати, частота употребления последних
здесь значительна, как ни в какой другой речевой сфере; в силу этого указанные
слова (с учетом их значений) могут быть отнесены к газетизмам, во всяком
случае к публицистической речи и - шире - к политической сфере.
Для газеты характерны также поиски
хлестких и метких оценок, требующих необычных лексических сочетаний, особенно
при полемике: гигантский трест обмана; заподозрили
в любви к свободе.
Свойственно публицистике и образное
употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения.
Вот пример метафоры: И вдруг грохот орудий расколол
тишину, забушевала палата лордов; олицетворения: Недаром
клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку; Новости спешат, набегая
друг на друга. Для публицистической речи характерно метафорическое
использование терминологии: атмосфера, климат, пульс
(времени), ритм (времени), диалог и т. д.
Экспрессия оценки выражается формами
превосходной степени в элятивном значении: самые
решительные (меры), жесточайший (кризис), острейшие (противоречия); отличнейше,
строжайше, наивыгоднейше.
Таковы в общих чертах основные особенности газетного стиля и языковые
средства их реализации.
|