Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК Стилистика
 

Микроцитата. Как с ней работать

(продолжение)

      Читаю и перечитываю, и не могу оторваться, и понимаю: если бы я могла так описать родную мне природу, я бы так ее описала. Этими вот самыми словами. И еще понимаю, что Заболоцкий становится для меня, говоря словами
В. Розанова, "самым интимным, самым внутренним" поэтом. Потому что это мои мысли, мое мироощущение…
      Вы думаете, это отступление от темы? Это действительно отступление от темы, но это еще и пример использования микроцитаты (в силу ее краткости и универсальности) практически в любом тексте. Кстати, слова, которые автор высказывания выделяет курсивом, равно как и те свои слова, которые вы считаете особо важными, в тексте своего сочинения вы можете просто подчеркнуть.
      Попробуйте выделить такую же универсальную микроцитату в следующем тексте: "Поэзия непременно требует новизны, и ничего нет для нее убийственнее повторения… Под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства".
      Слова эти принадлежат А.А. Фету, и они глубоко верны. В самом деле, разве не об одном и том же пишет каждый лирический поэт? Круг тем довольно легко очертить, и центральной темой, скорее всего, будет тема любви. Но это вовсе не значит, что поэты пишут одно и то же. М. Цветаева сравнивала лирические стихотворения о любви с волнами, набегающими на берег.

      Одинаковые ли волны? Нет, разные. Так и лирические произведения (при кажущейся одинаковости тем) у каждого поэта - абсолютно разные. Кроме того, как удивительно точно заметил Фет, каждый истинный художник освещает мир "волшебным фонарем искусства", и то, мимо чего мы проходили, не замечая, становится вдруг необыкновенным, ярким, полным значения…
      Я уверена, что мы с вами, мой читатель, выделили одни и те же слова из высказывания А. Фета. И посмотрите, как легко встраиваются они в текст любого сочинения, особенно сочинения по классической литературе или по лирике. Эти слова нужно знать и помнить, потому что это слова поэта о творчестве.
      Предлагаю вам еще одно высказывание, носящее универсальный (по возможности своего использования в сочинении практически на любую тему) характер. Это запись из дневника М.М. Пришвина: "Тайная современность рассказа о несовременных вещах является … пробным камнем (в значении - "возможностью проверки на подлинность") истинного творчества".
      Вот чему не устаешь удивляться: современности звучания многих произведений классической литературы, повествующей, казалось бы, о таких далеких от нас событиях и судьбах. Современен ли "Хаджи Мурат" Толстого? Да если бы наши военачальники лучше изучали литературу в школе, наше государство, возможно, избежало бы одной из самых жутких войн XX века - войны в Чечне. Я хотела показать этим примером, что классика наша не просто современна - она постоянно обращается к нам, она решает наши проблемы, она, если так можно выразиться, остро актуальна. "Тайной современностью" назвал это качество М.М. Пришвин и сказал о том, что оно и является "пробным камнем истинного творчества"…
      Советуем вам при работе на уроке, при записях в читательский дневник, при самоподготовке - словом, при любой форме работы по литературе выделять такие микроцитаты каким-нибудь своим способом, но так, чтобы они сразу были видны. Постепенно накапливаясь, они будут создавать неоценимый запас, и не только для сочинений. И вовсе не нужно будет, как это делают некоторые, ходить с "цитатничком" и зубрить наизусть длинные высказывания, польза от которых очень мала, так как мал диапазон их использования.
      Микроцитаты могут использоваться при характеристике литературных героев и легко превращаются в лейтмотив вашей работы. В качестве примера: о Плюшкине - "прореха на человечестве", о Коробочке - "дубинноголовая" (только запомните, как правильно пишется это очень своеобразное и точное слово, придуманное Гоголем).
      Е.Н. Ильин в своей широко известной книжке-помощнице "Как сдать экзамен по литературе" (М., 1994) советует выписывать и запоминать универсальные цитаты, ориентируясь на внутренний потенциал фразы или фрагмента произведения: "Что имеем в виду под внутренним потенциалом? Способность отрывка из текста рождать собственные мысли, создавая качественный объем произведения. В процессе работы с цитатой ее можно "дробить", акцентируя внимание на отдельных словах, знаках, словосочетаниях… Когда мы говорим о "дроблении" цитаты, то под этим подразумеваем ваше умение работать с тем или иным акцентированным в ней словом, которое может и должно прозвучать в вашем сочинении многократно".
      Иными словами, в сочинении можно обыграть отдельные, наиболее яркие, на ваш взгляд, слова из цитаты, сделать на них акцент. В качестве акцентированных слов автор предлагает такие, как "деловой" Молчалин, "горячая" Катерина, "глазастый" Кутузов… Подумайте, какой действительно богатый внутренний потенциал имеют эти слова, каким интересным будет ваше сочинение при его реализации!


На предыдущую страницу- 1 - 2 -
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ
ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЯ
СТИЛИСТИКА
ОРФОЭПИЯ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ЭКЗАМЕН
ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ
ЛИКБЕЗ ОТ "GRAMMA.RU"
А ВЫ ЗНАЕТЕ...
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ СЛОВА
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности