Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК Лексикология

НОВЫЕ ПРОФЕССИИ – НОВЫЕ ИМЕНА

Наталия Исаева
кандидат филологических наук
доцент кафедры русского языка МГМУ (МАМИ)

 

В современном русском языке активно обновляется группа слов, связанная с обозначением профессий и видов трудовой деятельности. И вот у подъезда можно увидеть машину с горделивой надписью на борту «Аварийный комиссар». А на улице может встретиться человек-«бутерброд» с рекламными плакатами на груди и спине. В объявлении же сетевого гипермаркета можно прочитать о вакансии… не кассира или работника кассового аппарата, а «хозяйки кассы». Новые наименования профессий, специальностей и рабочих должностей, возможно, нагляднее всего показывают, какие экономические, социальные и культурные перемены произошли в современном российском обществе за последние годы.

Однако возникают и вопросы: о каком специалисте говорится? какую работу выполняет человек, о котором так сказано? где можно больше узнать о новой профессии или должности? Часто подобные вопросы касаются именно названий лиц по профессии, специальности и роду выполняемых служебных обязанностей, что вовсе не случайно: это самая большая и разнообразная по тематике категория слов, непосредственно обозначающая тех, кто представляет собой работоспособное население страны.

Прежде всего отметим, в каких сферах преимущественно появляются новые наименования лиц, занятых трудовой деятельностью:

1) структурная организация, управление производством, контроль за деятельностью предприятий, компаний, фирм в условиях рыночной экономики; например: аналитик, антикризисный управляющий, аудитор, бизнес-аналитик, директор по маркетингу, инсайдер, логист, маркетолог, прокурист, риск-менеджер, топ-менеджер, эйчар;

2) торговая деятельность; например: дилер торговый, директор по продажам, директор по сбыту, дистрибьютор, дистрибьютор, индент-агент, консигнатор, мерчендайзер, продавец-консультант, промоутер, супервайзер, торговый представитель. Самым распространенным среди новых наименований, по нашим наблюдениям, является менеджер: это слово лидирует по количеству употреблений в текстах рекламных объявлений о вакансиях, активно вступает в словообразовательные и синтаксические связи с другими словами1;

3) банковская и финансовая деятельность; например: андеррайтер, брокер, кредитный эксперт, налоговый консультант, трейдер, финансовый директор, флотрейдер;

4) информационные технологии, Интернет; например: веб-программист, визуализатор, комьюнити-менеджер, контент-менеджер, линкменеджер, системный администратор, социобилдер, ERP-программист, HTML-верстальщик, IT-специалист, Java-разработчик;

5) рекламная деятельность, пиар, журналистика; например: арт-директор, бильдредактор, бьюти-редактор, копирайтер, креатив-менеджер, креативный директор, легмен, медиапланер, медиастратег, интервьюер, пиарщик, спичрайтер, PR-менежер, PR-консультант, PR-стратег;

6) медицина, психология; например: ароматерапевт, биоэнерготерапевт, фитотерапевт, фунготерапевт, цветотерапевт (наименования, связанные с появлением новых методов лечения), бизнес-тренер, коучер, лайфстайл-менеджер, тимбилдер, хед-хантер, эйчар (наименования, связанные с внедрением популярных на Западе бизнес-тренингов и психологических консультаций для сотрудников крупных компаний и индивидуальных клиентов, организации агентств по подбору персонала);

7) сфера обслуживания населения, организация досуга; новые наименования многочисленны и разнообразны по тематике, что, во-первых, объясняется коммерческой направленностью рекламных текстов, а во-вторых, отражает реалии современной действительности: барист, бар-менеджер, кальянщик, менеджер зала, пиццамейкер, сомелье, сушист, титестер, фуд-стилист, шеф-кондитер, шоколатье (общественное питание, гастрономия, кондитерское мастерство); брейдер, визажист, кутюрье, маникюрист, пирсингер, стилист, тату-мастер, шопер (косметология, красота, мода); аниматор, букмекер, диджей, слот-оператор, слот-супервайзер, турагент, event-менеджер (развлечения, организация досуга).

В современном русском языке слова, именующие людей по роду их профессиональной деятельности, появляются как в результате заимствования иноязычной лексики (джоббер, пиццайола, сейлзмен), так и за счет словообразовательной (сканировщик, флорист, рекламораспространитель), морфолого-синтаксической (специалист по корпоративной этике) и семантической деривации (кукольник, семейная пара). Некоторые слова вернулись из пассивного запаса языка (гувернантка, дворецкий, сокольничий), а некоторые являются профессионализмами или жаргонизмами (креативщик, дизингер), получившими широкое распространение.

Новые наименования лиц по профессиональной деятельности активно используются в текстах рекламных объявлений специализированных печатных изданий кадровой прессы, сайтов Интернета по поиску вакансий и подбору персонала. Именно на страницах с объявлениями о вакансиях лексические инновации получают первую, широко тиражируемую письменную фиксацию, а некоторые фактически «рождены» в текстах рекламных сообщений. Например:

Ищу себе замену на должность ХЛОПУШКИ на сериал.

В онлайн-школу творчества Artmart.ru срочно требуются ТВОРЦЫ в сфере дизайна и декора. Нам очень нужен человек, который может вдохнуть новую жизнь в старые, но горячо любимые вещи! Если Вы любите использовать необычные техники и имеете опыт работы в сфере декора, если Вы не стесняетесь камеры, если Вы хотите и готовы научить любого человека превратить старый комод, юбку или кружку в произведение искусства - присылайте письмо с примерами своих работ на: makarova@artmart.ru с пометкой «декор». Возьмём в нашу дружную семью, предоставим современнейшую площадку для развития вашей творческой линии, предложим приятный гонорар и влюбим в вас всех любителей творчества в России!
[http://www.facebook.com/pages/Вакансии-для-хороших-людей-МОСКВА/229838527094912, дата обращения: 24.01.13].

Тексты печатных рекламных объявлений о вакансиях помогают установить и уточнить семантику новых наименований лиц по роду занятий. В них содержится богатый материал для изучения функциональных особенностей неологизмов, что позволяет наблюдать развитие синтагматических связей новых слов и процесс их адаптации в русском языке. Именно в текстах рекламных объявлений появляется большое количество разных наименований одного и того же лица по роду его профессиональной деятельности, а также наименований лиц, выполняющих сходные, близкие профессиональные обязанности. Стремление копирайтеров к постоянному обновлению и разнообразию объявлений приводит к тому, что новые наименования профессий еще на стадии вхождения в язык обрастают синонимическими рядами и служат словообразовательной базой для многих производных.


1 См.: Исаева Н. В. «Требуются менеджеры» // Русская речь. – 2008. – № 3. – С. 70-73.


- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности