Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК Лексикология
 

ОМОНИМИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА

Маркасова Е.В., Спивакова Л.А.

 

Омонимия частей речи – одна из самых интересных и сложных тем в курсе русского языка. К 11-му классу учащиеся уже хорошо знают морфологические характеристики всех частей речи, но на уроках у учителя нет возможности повторять каждую часть речи в отдельности, а тем более говорить об особенностях омонимичных слов, относящихся к разным частям речи. В ходе подготовки к ЕГЭ имеет смысл выполнить задания, позволяющие учащимся отработать механизм анализа омонимии разной степени сложности. Задания А11 (укажите предложение, в котором есть определенная часть речи), В2 (найти и выписать определенную часть речи), В7 (найти предложение, которое связано с предыдущим при помощи, например, союза) невозможно сделать верно, не имея ясных представлений о том, какие части речи могут быть омонимичными.

В статье представлены три типа заданий. Задание 1 (две таблицы разной степени сложности) активизирует способность учащихся самостоятельно подыскивать минимальные контексты для определения частеречной принадлежности слова. Задание 2 нацелено на отработку конкретных случаев омонимии частей речи. Это задание разбито на семь частей. Сначала рассматриваются самые простые случаи: омонимия имени существительного - имени прилагательного - причастия. Учащиеся обычно легко справляются с этим заданием, обращая внимание на отсутствие у существительных, образованных от прилагательных и причастий, тех морфологических признаков, которые характерны для этих частей речи. Особое значение мы придаем заданиям на разграничение служебных и знаменательных частей речи1. Задание 3 носит обобщающий характер. Уместно выполнять такое задание на оценку в качестве заключительного. Отметим, что проблемы анализа омонимичных форм одной части речи (например, именительный и винительный падеж неодушевленных существительных или изъявительное и повелительное наклонение глаголов II спряжения) мы не рассматриваем.

ЗАДАНИЕ 1. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ2. КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ МОЖЕТ БЫТЬ СЛОВО ИЗ ПЕРВОГО СТОЛБЦА? КАКОЕ СЛОВО ОКАЗАЛОСЬ ЛИШНИМ? ПОЧЕМУ?

Цель задания – напомнить учащимся, что вне предложения иногда невозможно определить, к какой части речи относится слово.

Задание 1.1.

  сущ. прил. числ. мест. глаг. прич. деепр. нар. к.сост. предл. союз част.
Печь
Кос
молодой
моя
полог
пристав
злобно
хромая
хаки
грустно
зло
полей

 

ЗАДАНИЕ 1.2 Следующее задание

 


1. Омонимия служебных частей речи трудна не только для детского восприятия. О трудностях разведения омонимов см. в: Степанова С.Б., Сковпень О.П. Дистрибуция частей речи в русской спонтанной речи (на материале Звукового корпуса русского языка "Один речевой день") // "Полевая лингвистика. Интегральное моделирование звуковой формы естественных языков". Материалы Межд. филол. конференции. СПб. Изд-во СПбГУ. 2011. С. 200-212.
Мы благодарны С.Б. Степановой за интересные примеры частеречной омонимии из Звукового корпуса русского языка (ОРД), включенные нами в задания.
Много ценной информации и примеров можно найти в: Морковкин В.В., Луцкая Н.М., Богачёва Г.Ф. и др. Объяснительный словарь русского языка: Структурные слова: предлоги, союзы, частицы, междометия, числительные, связочные глаголы / Под ред. В.В. Морковкина. М., Астрель. 2003; Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. М., Астрель. 2004.

2. Аналогичное задание приводит М.М. Казбек-Казиева, которая отмечает, что задания на омонимию частей речи полезны при подготовке к олимпиадам по русскому языку. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. М.: Айрис-пресс, 2007. С.68-71.

- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ
ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЯ
СТИЛИСТИКА
ОРФОЭПИЯ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ЭКЗАМЕН
ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ
ЛИКБЕЗ ОТ "GRAMMA.RU"
А ВЫ ЗНАЕТЕ...
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ СЛОВА
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности