Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

12+

 
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК Лексикология

ОМОНИМЫ И ОМОФОРМЫ
Задания для учащихся

(продолжение)

Ю.Н. Гребенева

15. Выпишите словосочетания с глаголами.

Наспех ели — к мохнатой ели, дружескую встречу — сестру встречу, устройство пищали — птенцы пищали, пишу стих — давно стих.

16. Выпишите словосочетания с причастиями.

Накормить проезжающего ужином — шум проезжающего автобуса, сильно натянутая верёвка — крайне натянутая беседа, очень кричащий цвет — громко кричащий субъект, расшитое цветами платье — новое расшитое платье.

17. Выпишите словосочетания с предлогами.

Установить путём рассуждения — следовать новым путём, пропустить букву «у» — у каждой буквы, смеяться надо мной — забыть про «надо», чисто пропеть «до» — дотронуться до книги.

18. Выпишите словосочетания с лексическими омоформами.

Высоко лечу — пациентов лечу, копий документов — наконечники копий, командирам рот — открыть рот, вели разговор — вели говорить, плавленый сыр — воздух сыр, ушиб локоть — ушиб локтя, в каждом графине — каждой графине.

19. Спишите словосочетания, указывая в скобках часть речи и начальную форму сопоставляемых слов.

С особой изюминкой — с незнакомой особой, спилить сосну — часок сосну, ливень стали — лошади стали, быстро стекла — осколки стекла, иду домой — посуду домой.

20. Назовите омоформы следующих слов:

Лак (сущ.) — лакомый (прил.), ров (сущ.) — рвать (гл.), рысь (сущ.) — рысий (прил.), роса (сущ.) — расти (гл.), трон (сущ.) — тронуть (гл.).

21. К каким частям речи могут принадлежать нижеследующие словоформы в различном контексте?

Гладь, дали, дам, жгут, зрел, коса, охота, пари, смог, сыр, трону, чая, шей.

22. Распределите сопоставляемые омоформы на две группы.
I. Без этимологической связи: …
II. С этимологической связью: …

Белила сущ. — белила гл., пасть сущ. — пасть гл., ели сущ. — ели гл., веером сущ. — веером нареч., встречаем гл. — встречаем прич., давайте гл. — давайте част., гол сущ. — гол прил., ком сущ. — ком мест., себе мест. — себе част., три числ. — три гл., раздел сущ. — раздел гл., мысли сущ. — мысли — гл.

23. Как называются омоформы группы I и группы II из предыдущего задания?

24. Приведите примеры грамматических омоформ.

25. Приведите примеры функциональных омоформ разных слов.

26. С помощью справочного пособия «Транспозиция и омонимия» составьте свои задания на сопоставление омонимов и омоформ разных частей речи.

27. Потренируемся различать функциональные омоформы одного и того же слова (№№ 27 — 29).
Спишите предложения, указывая в скобках после выделенного сущ. его падеж и число.

1. Дорога была легка, лошади прытки… В. Глинка
2. Внезапно раздался топот скачущей лошади И. Тургенев
3. Едем не спеша. На горе, где лошади потяжелее, я спрыгнул с телеги и пошёл тихонько сзади. В. Солоухин
4. Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нём. А. Чехов

28. Спишите предложения, указывая в скобках после выделенного сущ. его падеж и число.

1. Поезд шёл по наскоро сделанному новому пути. В. Вересаев
2. Вдоль пути, отставая от поезда, быстро шёл широкобородый мужик… В. Вересаев
3. За переездом через рельсовые пути… [были видны] низкие дома… Б. Лавренёв
4. Все подъездные пути… были… забиты поездами… А. Весёлый
5. Поезд стоял далеко от платформы, на запасном пути. В. Вересаев

29. Спишите предложения, указывая в скобках после выделенного прил. его падеж, число, род.

1. Посреди кабинета находился большой стол… Ф. Достоевский
2. Уличный фонарь сквозь окно, прихваченное морозцем, лунно освещал кусок большой картины на противоположной стене. Е. Носов
3. Шаляпин прошёлся по большой, хорошо и уютно обставленной комнате и, увидев кресло, спокойно уселся, дожидаясь хозяйку. В. Петелин
4. Князь стоял и задумчиво глядел себе под ноги на большой мухомор, сбитый палкой. А. Чехов
5. Мы провожали Анну Алексеевну большой толпой. А. Чехов
6. В освещённой большой зале гремела музыка и вертелись, одна за другою, лёгкие пары. К. Аксаков

30. Какие новые термины вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились?

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Все права защищены © A.Belokurov 2001-2023 г.
Политика конфиденциальности