1. Такие слова называются омографами.
2. Гости — Гости, дома — дома, замок — замок, заросли — заросли, звонок — звонок, искры — искры, кольца — кольца, ношу — ношу, облака — облака, уха — уха.
3. Пояснение для учителей: наблюдательные ученики должны сами заметить и обратить внимание учителя, что вторая часть задания невыполнима, т. к. вне контекста мы не можем определить, о каком из омографов идёт речь.
4. Для выполнения задания к нему необходимо добавить уточнение: указать часть речи выписываемых слов, т. к. очевидно, что перечисляемые омографы могут быть или глаголами, или существительными.
Пояснение для учителей: ученики должны сами попытаться предложить возможные уточнения.
В итоге задание, сформулированное учениками, может прозвучать примерно так:
Вариант I. Выпишите СЛОВА ГЛАГОЛЫ, в которых ударение падает на первый слог.
Ответ: Село, замер, еду, слезу, примет.
Вариант II. Выпишите СЛОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, в которых ударение падает на первый слог.
Ответ: кручу, вести, поступи, пойму, рощу.
5. Для выполнения задания к нему необходимо добавить уточнение. Конечно, можно переписать подряд все слова и, прочитав их с соответствующим ударением, утверждать: задание выполнено, ведь каждое из перечисленных 10 слов в определённом контексте может быть существительным.
НО: требуется ВЫПИСАТЬ слова (т. е. провести какую-то систематизацию: из целого выделить подгруппу). Поэтому для исчерпывающего выполнения данного задания необходимо сопоставить между собой все потенциальные существительные, выявить признаки для их разграничения.
Сыра / Сыра
сера / сера
звонок / звонок
мастерская / мастерская
права / права
резка / резка
жилой / жилой
броски / броски
дорог / дорог
целей / целей
Анализируем, делаем вывод: существительные можно разбить на группы в зависимости от расположения ударного слога (Варианты I, II); иногда ученики предлагают большее количество вариантов, например (реже предлагаемая формулировка): существительные можно разбить на группы в зависимости от числа (Варианты III, IV).
Пояснение для учителей: ученики должны сами попытаться предложить возможные уточнения. В итоге задание, сформулированное учениками, может прозвучать примерно так:
Вариант I. Выпишите СЛОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, в которых ПЕРВЫЙ СЛОГ ЯВЛЯЕТСЯ УДАРНЫМ.
Ответ: Сыра, сера, права, резка, жилой, целей.
Вариант II. Выпишите СЛОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, в которых ПЕРВЫЙ СЛОГ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УДАРНЫМ. Примечание: слово права может оказаться выписанным при выполнении задания Варианта II, если под ним подразумевать не прилагательное ж. р., ед. ч., а существительное мн. ч.
Ответ: звонок, мастерская, броски, дорог.
Вариант III. Выпишите СЛОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, стоящие в единственном числе.
Ответ: Сыра, сера, звонок, мастерская, права, резка, жилой.
Вариант IV. Выпишите СЛОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, стоящие во множественном числе.
Ответ: права, броски, дорог, целей.
Примечание: слово права в этом варианте может быть пропущено, если под ним подразумевать не существительное мн. ч., а прилагательное ж. р., ед. ч.
6. Ворон, глоток, коробок, елей, слова, стрелок, повести, звонки, плети, волос.
Дополнительно: после выполнения задания можно обратить внимание учеников на слова повести и плети. У данных слов имеются собственные ОМОФОРМЫ.
ПОВЕСТИ, сущ., ж., н. ф. повесть; им., мн. Или: вин., мн.// род., ед.// дат., ед.// пр., ед.
Повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе, с меньшим количеством героев.
ПЛЕТИ, сущ., ж., н. ф. плеть; им., мн. Или: вин., мн.// род., ед.// дат., ед.// пр., ед.
Кнут из перевитых ремней или верёвок.
Примечание: подробнее о видах омоформ См. С. 3 — 7 в «Словаре омонимов и омоформ» Гребеневой Ю. Н. (М., 2008.).
7. Варианты I, II: надо уточнить часть речи. В зависимости от частеречной принадлежности начальная форма предлагаемых слов будет разной.
СПИШИТЕ (не ВЫПИШИТЕ), следовательно, начальную форму требуется указать рядом с каждым словом.
Вариант I. Формулируем: «Спишите СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и укажите рядом с каждым из них его начальную форму».
Ловлю — н. ф. ловля, пищи — н. ф. пища, горю — н. ф. горе, пасти — н. ф. пасть, зову — н. ф. зов, сушу — н. ф. суша, сыром — н. ф. сыр, вороной — н. ф. ворона, кручу — н. ф. круча, плети — н. ф. плеть.
Вариант II. Формулируем: «Спишите СЛОВА НЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и укажите рядом с каждым из них его начальную форму».
Ловлю — н. ф. ловить, пищи — н. ф. пищать, горю — н. ф. гореть, пасти — н. ф. пасти, зову — н. ф. звать, сушу — н. ф. сушить, сыром — н. ф. сырой, вороной — н. ф. вороной, кручу — н. ф. крутить, плети — н. ф. плести.
Вариант III: надо уточнить ударный слог. Формулируем: «Спишите СЛОВА С УДАРЕНИЕМ НА ПОСЛЕДНЕМ СЛОГЕ и укажите рядом с каждым из них его начальную форму».
Ловлю — н. ф. ловить, пищи — н. ф. пищать, горю — н. ф. гореть, пасти — н. ф. пасти, зову — н. ф. звать, сушу — н. ф. сушить, сыром — н. ф. сырой, вороной — н. ф. вороной, кручу — н. ф. крутить, плети — н. ф. плести.
8. Уточняем частеречную принадлежность.
Вариант I. Формулируем: «Выполните морфемный разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».
Бегом: бег — корень, ом — окончание;
дома: дом — корень, а — окончание;
потом: пот — корень, ом — окончание;
кругом: круг — корень, ом — окончание;
хором: (для существительного хор) хор — корень, ом — окончание
ИЛИ (для существительного хоромы) хором — корень.
Вариант II. Формулируем: «Выполните морфемный разбор НАРЕЧИЙ».
Бегом: бег — корень, ом — суффикс;
дома: дом — корень, а — суффикс;
потом: потом — корень;
кругом: круг — корень, ом — суффикс;
хором: хор — корень, ом — суффикс.
9. Уточнить ударный слог.
Вариант I. Формулируем: «Спишите СЛОВА С УДАРЕНИЕМ НА ПЕРВОМ СЛОГЕ, дописывая рядом с каждым из них его синоним».
Пугало (чучело), дорог (ценен), горя (несчастья), другом (сторонником), таю (чахну).
Примечание: некоторые слова имеют несколько синонимов.
Вариант II. Формулируем: «Спишите СЛОВА С УДАРЕНИЕМ НА ВТОРОМ СЛОГЕ, дописывая рядом с каждым из них его синоним».
Пугало (тревожило), дорог (путей), горя (сияя), другом (ином), таю (скрываю).
Примечание: некоторые слова имеют несколько синонимов.
10. Уточнить ударение слов, например: «Спишите СЛОВА С УДАРЕНИЕМ НА ВТОРОМ СЛОГЕ, дописывая рядом с каждым из них его антоним».
Горячее (холодное), приезжая (местная), уже (ещё), грусти (веселись), стужу (нагреваю).
11. Справка для учителей: это НЕ ОМОГРАФЫ, а слова с вариативным ударением. У омографов в зависимости от ударения различаются лексические и / или грамматические значения. У слова с вариативным ударением таких различий нет.
12. Напоминание для учителей:
у ОМОГРАФОВ ударные слоги — РАЗНЫЕ;
у подчёркнутых слов есть ситуативные омоформы — у ОМОФОРМ ударные слоги ОДИНАКОВЫЕ.
Роза Сани
13. В словах Петля, раджа, симметрия допускается вариативное ударение. Лишнее слово: жалюзи — грамотное ударение только на и.
Слова Атлас, видение, проволочка — имеют омографы. Лишнее слово: творог — является словом с вариативным ударением, НЕ ИМЕЕТ ОМОГРАФОВ.
Слова Вороны, мука, гвоздики — имеют омографы. Лишнее слово: досуг — грамотное ударение только на у.
14. Мела, гребли, едок, поживу, кладу, подать, пекла, пристав, погоню, побегу.
15. Дорога, звонком, вороной, броски, весом, знаком, отчего, полон, права, милей. Примечание: слова права, милей имеют функциональные омоформы. Подробнее о видах омоформ См. С. 3 — 7 в «Словаре омонимов и омоформ» Гребеневой Ю. Н.
16. Любим, пойму, постриг, тону, сторожу, постели, удали, устали, хорошей, почту.
17. Вести — гл., дорога — сущ., пасти — гл., отруби — сущ., пугало — сущ.
18. Насыпь — гл., пекло — гл., сорок — сущ., село — гл., замер — гл.
19. графу (н. ф. граф) — графу (н. ф. графа)
пироги (н. ф. пирога) — пироги (н. ф. пирог)
хорошей (н. ф. хороший) — хорошей (н. ф. хорошеть)
хорошею (н. ф. хороший) — хорошею (н. ф. хорошеть)
смету (н. ф. смета) — смету (н. ф. смести)
спела (н. ф. спеть) — спела (н. ф. спелый)
20. Все перечисленные слова имеют омографы. В зависимости от контекста они прочитываются по-разному, имеют различающиеся значения и могут относиться к следующим частям речи:
Подвиг — сущ. и гл.,
зову — сущ. и гл.,
ловлю — сущ. и гл.,
мела — сущ. и гл.,
минут — гл. и сущ.,
сушу — сущ. и гл.,
солью — сущ. и гл.,
полю — сущ. и гл.,
хором — сущ. (или нареч.) и гл.,
яви — сущ. и гл. |