Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК Лексикология
 

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ ОМОГРАФАХ?
Задания для учащихся

Ю.Н. Гребенева

Для ознакомления с особенностями омографов учащимся могут быть предложены различные задания. Рассмотрим некоторые из возможных вариантов.

1. Найдите в предложениях слова, одинаковые по написанию, но различающиеся по смыслу и произношению. Как называются такие слова?

Я бодро еду на велосипеде. М. Зощенко
Сидит как-то король у окна, на закат смотрит, сладкий пирог вилкой расковыривает. Власть ему не в всласть, еда не в еду… С. Чёрный

Был золотой день бабьего лета, было тепло и покойно на земле. В. Шукшин
У каждого фельдшер спрашивал имя и отчество, лета, местожительство… А. Чехов

2. Спишите следующие слова, добавив к каждому из них соответствующий омограф и обозначив во всех омографах ударение.

Гости, дома, замок, заросли, звонок, искры, кольца, ношу, облака, уха.

3. Спишите слова и проставьте над ними ударение.

Вести, внучка, города, грусти, елей, заплачу, косит, ловлю, мелок, окуни.

4. Выпишите слова, в которых ударение падает на первый слог. Что необходимо уточнить, чтобы правильно выполнить это задание?

Село, замер, кручу, еду, вести, поступи, слезу, пойму, рощу, примет.

5. Выпишите слова, являющиеся именами существительными. Что необходимо уточнить, чтобы правильно выполнить это задание?

Сыра, сера, звонок, мастерская, права, резка, жилой, броски, дорог, целей.

6. Расставьте знаки ударения в словах так, чтобы эти слова являлись именами существительными, стоящими в форме множественного числа.

Ворон, глоток, коробок, елей, слова, стрелок, повести, звонки, плети, волос.

7. Спишите слова и укажите рядом с каждым из них его начальную форму. Что необходимо уточнить, чтобы правильно выполнить это задание?

Ловлю, пищи, горю, пасти, зову, сушу, сыром, вороной, кручу, плети.

8. Выполните морфемный разбор слов. Что необходимо уточнить, чтобы правильно выполнить это задание?

Бегом, дома, потом, кругом, хором.

9. Спишите слова, дописывая рядом с каждым из них его синоним. Что необходимо уточнить, чтобы правильно выполнить это задание?

Пугало, дорог, горя, другом, таю.

10. Спишите слова, дописывая рядом с каждым из них его антоним. Что необходимо уточнить, чтобы правильно выполнить это задание?

Горячее, приезжая, уже, грусти, стужу.

11. Прочитайте слова. Являются ли они омографами по отношению друг к другу? Почему?

баржа (с ударением на 1-й слог) — баржа (с ударением на 2-й слог)
творог (с ударением на 1-й слог) — творог (с ударением на 2-й слог)
досыта (с ударением на 1-й слог) — досыта (с ударением на 2-й слог)

12. Какие из записанных слов не имеют омографов?

Мила, Роза, Маня, Поля.
Вари, Тони, Сани, Паши.

13. Какое слово лишнее? Почему?

Петля, раджа, жалюзи, симметрия.
Атлас, видение, проволочка, творог.
Вороны, досуг, мука, гвоздики.

14. Расставьте знаки ударения так, чтобы все слова были именами существительными.

Мела, гребли, едок, поживу, кладу, подать, пекла, пристав, погоню, побегу.

15. Расставьте знаки ударения так, чтобы все слова были именами прилагательными.

Дорога, звонком, вороной, броски, весом, знаком, отчего, полон, права, милей.

16. Расставьте знаки ударения так, чтобы все слова были глаголами.

Любим, пойму, постриг, тону, сторожу, постели, удали, устали, хорошей, почту.

17. Определите часть речи омографа, который стоит в начальной форме.

Вести, дорога, пасти, отруби, пугало.

18. Определите часть речи омографа, который стоит не в начальной форме.

Насыпь, пекло, сорок, село, замер.

19. Спишите омографы, указав в скобках рядом с каждым словом пары его начальную форму.

графу — графу
пироги — пироги
хорошей — хорошей
хорошею — хорошею
смету — смету
спела — спела

20. К каким частям речи можно отнести следующие слова? Почему?

Подвиг, зову, ловлю, мела, минут, сушу, солью, полю, хором, яви.

21. Приведите примеры омографов, принадлежащих к одной части речи.

22. Приведите примеры омографов, принадлежащих к разным частям речи.

23. Придумайте и запишите предложения с омографами одного и того же слова. (С омографами Группы III.)

24. Приведите примеры пар омографов, которые вы запомнили на занятии или которые вы сами встречали в письменных текстах.

При выполнении заданий пользуйтесь информацией «Словаря омографов русского языка».

 

ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ
ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЯ
СТИЛИСТИКА
ОРФОЭПИЯ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ЭКЗАМЕН
ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ
ЛИКБЕЗ ОТ "GRAMMA.RU"
А ВЫ ЗНАЕТЕ...
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ СЛОВА
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности