Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК Синтаксис и пунктуация
 

ОСОБЕННОСТИ ПУНКТУАЦИИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
С ОДНОРОДНЫМ СОПОДЧИНЕНИЕМ ПРИДАТОЧНЫХ

(продолжение)

Анастасия Макарова,
РГПУ им. А.И. Герцена
студентка филологического факультета


Второе задание предполагает проверку имеющихся у респондентов навыков, связанных со знанием особенностей пунктуации в сложноподчинённом предложении с однородным соподчинением придаточных.

Диаграмма 2

Диаграмма 2

Анализ результатов выполнения предложенного упражнения (См. Диаграмма 2) приводит к следующим выводам:

  1. Несмотря на то что конструкция «Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных», на первый взгляд, кажется довольно нетрудной в плане пунктуационного оформления, безошибочно справиться с заданием удалось всего одному человеку. Это говорит о том, что существует ряд нюансов, на которые следует обращать внимание при использовании подобных конструкций в письменной речи.

  2. Очевидно, что уровень владения навыками пунктуационного оформления сложноподчинённого предложения с однородным соподчинением придаточных значительно выше у студентов (как филологических, так и нефилологических факультетов), чем у взрослых и школьников. На этом основании можно полагать, что данные навыки вырабатываются именно в старшей школе, на последней ступени среднего общего образования, и в частности при подготовке к ЕГЭ. У взрослых, не занятых в сфере образования, навыки пунктуационного оформления подобных конструкций практически отсутствуют, причём даже на уровне «остаточных» знаний, хранящихся в подсознании и позволяющих интуитивно расставлять знаки препинания.

    Что касается школьников средней школы, то следует отметить низкую степень умения правильно расставлять знаки препинания в таких сложноподчинённых предложениях.

  3. Рассмотрев причины совершенных респондентами ошибок, можно сделать следующее заключение: наибольшие затруднения возникали при выборе постановки/непостановки знака препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов, на стыке подчинительного союза и обособляемого обстоятельства (или определения), выраженного деепричастным (причастным) оборотом. Кроме того, большие трудности вызвала ситуация, когда однородных придаточных оказалось несколько и соединены они были при помощи повторяющихся сочинительных и подчинительных союзов. Далеко не всем удалось вспомнить правило, гласящее, что знаки препинания в таком случае расставляются по тем же правилам, что и при однородных членах простого предложения. И наконец, следует отметить, что многие респонденты забыли о существовании такого знака препинания, как точка с запятой. Грубой ошибкой замену точки с запятой на запятую едва ли можно назвать, тем не менее такой недочёт в некоторой степени искажает семантику предложения.

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ
ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЯ
СТИЛИСТИКА
ОРФОЭПИЯ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ЭКЗАМЕН
ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ
ЛИКБЕЗ ОТ "GRAMMA.RU"
А ВЫ ЗНАЕТЕ...
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ СЛОВА
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности