Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК Синтаксис и пунктуация
 

В адрес сайта «Культура письменной речи» часто поступают вопросы, связанные с постановкой знаков препинания в той или иной синтаксической конструкции. К числу наиболее частотных относятся вопросы о расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными, то есть трудности у пользователей вызывают знаки препинания в предложениях с так называемым однородным соподчинением.
В таких конструкциях к главному предложению присоединяются два и более однородных придаточных, например: «Все произошло тогда, когда мне не было ещё и пяти лет и я был мал и неразумен». Нужна ли в этом предложении запятая перед союзом и? А в предложении типа «Во время учёбы студентам приходится спать не когда они хотят, а когда могут» перед придаточным «не когда они хотят, а когда могут»?
О трудных случаях расстановки знаков препинания при однородном соподчинении читайте материал нашего нового автора.

 

ОСОБЕННОСТИ ПУНКТУАЦИИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
С ОДНОРОДНЫМ СОПОДЧИНЕНИЕМ ПРИДАТОЧНЫХ

Анастасия Макарова,
РГПУ им. А.И. Герцена
студентка филологического факультета


Прежде всего обратимся к исследованию проблемы пунктуации в сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными и его результатам. В процессе исследования предполагалось выявить уровень знаний о расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с однородным соподчинением людей разных возрастных категорий, занятых в разных сферах деятельности и обладающих разным уровнем образования. С этой целью был разработан тест и проведён опрос, который включал следующие вопросы и задания:

  1. Знаете ли Вы, что такое «однородное соподчинение»?

  2. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

    • Мать с жгучей ревностью видела ( ) что вчерашние впечатления владеют ребёнком даже в течение следующего дня ( ) что даже на её ласки он не отвечает с прежней безраздельностью ( ) что, сидя у неё на руках и обнимая её, он с задумчивым видом вспоминает Иохима.
    • Очевидно было ( ) что Савельич передо мною прав ( ) и ( ) что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.
    • Я увидел ( ) как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость ( ) как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.
    • Я люблю подмосковные леса ( ) и ( ) когда они весело шелестят при летнем ветерке ( ) и ( ) когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны.
    • Был тот предночной час ( ) когда стираются очертания, линии, краски, расстояния ( ) когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.

  3. Возникли ли у Вас трудности при выполнении задания? Если да, то какие именно?

  4. Часто ли Вы используете подобные конструкции (сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных) в своей речи (письменной и устной)?

Респонденты были разделены на следующие группы:

  1. Школьники 8-11 классов
  2. Студенты 1 курса филологических факультетов РГПУ им. Герцена и СПбГУ
  3. Студенты 1 курса нефилологических факультетов разных институтов и университетов Санкт- Петербурга
  4. Люди, не занятые в образовательной сфере и не получающие образование в данный момент.

Всего были опрошены 20 человек. Ниже представлены сводные данные опроса, характеризующие знания и пунктуационные умения опрошенных.

Первое задание было направлено на выявление уровня владения респондентов теоретико-понятийным аппаратом в аспекте рассматриваемой проблемы.

Диаграмма 1

Диаграмма 1

Диаграмма показывает, что большинство опрошенных хорошо осведомлены о проблеме: 52 % респондентов могут дать определение термина «Однородное соподчинение», 38 % владеют информацией на уровне внутреннего понимания и лишь 10 % не владеют вопросом вообще. Это говорит о том, что люди разных возрастных категорий демонстрируют высокий уровень владения понятийным аппаратом русского языка даже в качестве «остаточных» знаний.

 

- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ
ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЯ
СТИЛИСТИКА
ОРФОЭПИЯ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ЭКЗАМЕН
ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ
ЛИКБЕЗ ОТ "GRAMMA.RU"
А ВЫ ЗНАЕТЕ...
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ СЛОВА
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности