Основное
правило фонетического принципа (мечта
каждого школьника!): "Как слышим,
так и пишем". Руководствуясь этим правилом, следовало бы сегодня
писать горат вместо город
или пити вместо пяти.
Разумеется, первоначально буквенно-звуковая система русского письма была
ориентирована именно на произношение. В древнерусских текстах (например,
берестяных грамотах) можно встретить такие написания, как бестыда
(без стыда), безлобы (без злобы) и даже бежнего
(без него). Столь же "фонетичны" первые пробы пера у ребенка,
едва освоившего алфавит. "Сиводьни я хадила
в эрмиташ и ф сат с тьётьей маей", - писала моя четырехлетняя
дочь. И сегодня фонетический принцип как ведущий используется,
например, в сербской и белорусской орфографии. Однако применять
его отнюдь не так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, при
письме трудно следить за произношением. Во-вторых, произношение не имеет
безусловного единства: все-таки каждый из нас говорит и слышит по-своему.
Научиться "расшифровывать" тексты, написанные строго в рамках
фонетического принципа, будет не легче, чем выучиться писать "по-правилам",
то есть в соответствии с логикой принципа морфологического.
Тем не менее, некоторые
из современных орфограмм сложились именно под влиянием фонетических
закономерностей:
-
Написание только двух согласных
там, где морфологически должно быть три, и (в некоторых случаях)
только одной согласной там, где морфологически
должно быть две: одесский
= Одесс-а
+ ск; ссудить
= с + ссуд-а;
манка = манн-а
+ к; оперетка
= оперетт-а
+ к и т. п. (О причинах, вызвавших необходимость
такого нарушения морфологического принципа орфографии, было сказано
выше). Примечательно в этом смысле причастие воз
+ жженый, орфография которого претерпевала долгие колебания.
Заметим, что звук \з\ перед следующим \ж\
в этом слове заменяется звуком \ж\ и для
передачи долгого, или, иначе говоря, двойного \жж\
достаточно двух букв - зж. Именно
в таком - фонетическом - написании (возженый)
и зафиксировано это слово в "Толковом словаре русского языка"
под ред. Д.Н. Ушакова (1935-1940). Однако позже возобладало морфологическое
написание (возжженый), принятое в современных
словарях.
Двойные согласные
в производных словах в соответствии с произношением (т. е.
в тех позициях, когда фонетический принцип оказывается "влиятельнее"
морфологического) не сохраняются в следующих
случаях:
-
в первой части сложносокращенных слов: грамзапись
(хотя: граммофонная запись),
корпункт (хотя: корреспондентский
пункт) и т. п.;
-
в конце сложносокращенных слов военкор,
рабкор, селькор, собкор, спецкор,
юнкор (хотя: военный корреспондент)
и производных от них (военкоровский, юнкоровец
и т. п.); такие слова следует отличать от графических сокращений
соб. корр., раб.
корр. и т. п., которые представляют собой сочетание двух
отдельных самостоятельных слов (собственный
корреспондент, рабочий корреспондент);
-
в формах субъективной оценки собственных имен,
если следующий за корнем суффикс начинается с согласной: Кирилка
(хотя: Кирилл, Кириллушка),
Филипка (хотя: Филипп,
Филиппок);
-
в некоторых из тех слов, производящая основа
которых заканчивается на нн, а суффикс
начинается с согласной: антенка, антенщик,
хотя: антенна, антенночка;
колонка, колончатый, хотя: колонна,
колоннообразный; манка, хотя: манная
крупа; полуторатонка, хотя: тонна,
полуторатонный; форменка (хотя форменный);
финский, финка, хотя:
финн, финно-угорский;
-
в некоторых производных от слова кристалл,
образованных при помощи суффиксов, начинающихся с согласной: кристальный,
кристально, кристальность, кристальчик
(но: кристаллический, кристаллизация,
кристаллик и др.);
-
во всех производных от слова оперетта:
оперетка, опереточность, опереточный
[Обращаем ваше внимание на то, что в данном параграфе
представлен исчерпывающий перечень слов, не сохраняющих двойную
согласную при словоизменении и образовании производных. Написание
всех остальных слов подобного типа подчиняется морфологическому
принципу: балл - пятибалльный, Бонн -
боннский, ватт - стоваттный и т. п.];
-
в словах буденовка
и буденовец (хотя: Буденный,
буденновский), что, вероятнее всего, связано с экстралингвистическими
факторами;
-
в словах брильянт,
брильянтик, брильянтин, брильянтовый, брильянтщик,
выступающих как орфографические варианты написаний бриллиант,
бриллиантик, бриллиантин, бриллиантовый,
бриллиантщик и обладающих особой стилистической
окраской (варианты с л вместо лл
характерны, в первую очередь, для разговорного стиля речи, но
широко употребляются также и в поэтических текстах);
-
в словах мильон,
мильонный, мильонщик, мильонщица,
хотя и оцениваемых как безнадежно устаревшие и не рекомендуемые
орфографические варианты к формам миллион,
миллионный, миллионщик, миллионщица,
но, тем не менее, широко представленных в поэтических текстах,
где "исправление" написания неизбежно повлекло бы за
собой нарушение стихотворного ритма: "Мильоны
- вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы" (А. Блок. Скифы);
-
в словах нулевик,
нулёвка, нулевой, нулик, нуль
(хотя: нуллификация, нуллифицированный,
нуллифицировать, нуллифицироваться).
|