Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК А ВЫ ЗНАЕТЕ…
 

ПОЧЕМУ ЕЖУ ВСЁ ПОНЯТНО?

(продолжение)

С. Друговейко-Должанская

еж

Еж. Миниатюра из лицевого списка «Физиолога» (конец XV - начало XVI в.).
Российская государственная библиотека, Рогожское собр., № 676, л. 329 об.

В собрании чеченско-ингушского фольклора существует сказка «Волк, лисица и ёж». По ее сюжету эта путешествующая троица находит баранью ногу, которую каждый из персонажей желает заполучить в полную собственность. «Пусть её съест тот, у кого отец был самый высокий», — предлагает волк. «Видите на небе белые облака? Отец мой был такой высокий, что головой касался их», — торопится сообщить лиса. «А не говорил ли твой отец, лисичка, что его головы касалось что-то мягкое?» — интересуется ёж. «Да, да, говорил!» — «Так это были штаны моего отца»… Наконец, звери решают бежать наперегонки — пусть баранья нога достанется победителю состязания. «Волк и лисица кинулись бежать вниз, а ёж свернулся в шарик и скатился с горы. Не успели волк и лисица добежать до середины пути, как ёж уже был на месте»1.

Немецкий теолог, философ и естествоиспытатель Альберт фон Больштедт (род. между 1193 – 1207, ум. 1280), которого современники наделили титулом «Великий», приводя в трактате «De animalibus» (О животных) перечень представителей животного мира, символизирующих человеческие достоинства и недостатки, говорит о еже как символе остроумия! Заметим, что приводимые Больштедтом характеристики других животных не таят в себе ничего неожиданного: голубь – невинность, заяц – трусость, лань – кротость, овца – глупость, рыба – хладнокровие, собака – верность и т. п.

Весьма высоко оценивал интеллектуальные способности ежа и древнегреческий поэт Архилох: «Много знает лиса, ёж [же] одно – но важное»2. Эти слова сделались крылатой фразой: столетия спустя их повторил Эразм Роттердамский («Multa novit vulpes, verum echinus unum magnum»), а в XX веке использовал сэр Исайя Берлин в названии своего эссе «Лисица и ёж» («The Hedgehog and the Fox»)3. Для Берлина лисица и ёж символизируют две принципиально разные стратегии в достижении цели: хитроумная лиса постоянно изобретает многообразные способы, чтобы атаковать ежа, тогда как ёж защищается от ее нападений одним-единственным, но неизменно эффективным способом – сворачиваясь в клубок и выставляя колючки. Потому и всегда побеждает. Основываясь на этом противопоставлении, Исайя Берлин предложил поделить художников слова (а его последователи, развивая идею, распространили такое деление на всех людей в целом) на две категории: «лисы», которые видят мир во всей его сложности и потому стремятся к нескольким целям одновременно, а в результате «разбрасываются, пытаясь добиться сразу многого», поскольку «их мышление не объединено концепцией»; и «ежи», которые упрощают мир, сводя его к простой идее, стройной концепции, организующей и направляющей их действия. Неважно, насколько сложен мир, – «еж» сводит все проблемы к упрощенной, иногда даже примитивной, «ежу» понятной идее. Для «ежа» все, что не вписывается в его собственную концепцию, не имеет значения. «Давайте уточним, – замечает специалист по менеджменту Джим Коллинз, – "ежи" не глупы. Напротив. Они знают, что суть самого глубокого понимания проста. <...> "Ежи" видят суть и не обращают внимания на остальное»4.

Иначе говоря, в этой классификации, опирающейся на греческую пословицу, ёж символизирует существо вовсе не глупое, хотя и несколько ограниченное отсутствием воображения.

В. Клингер приводит сюжет югославской басни, близкой к пословице, которой пользуется Архилох: лиса и ёж, поспорившие, кто из них умнее, попадают в ловушку, и лиса не может изобрести способа выбраться оттуда, а ёж забирается ей на уши и выбирается из ловушки. Разумное поведение ежа прославляется и в басне «О лисице и еже» из сборника Бурхарда Вальдиса «Esopus, gantz new gemacht» (1548), метящей в тех, кто мечтает о политических переменах. Её вывод: «господа всегда останутся господами», а посему «молчи, терпи и охраняй свое добро», ведь все равно «неразумно» «выступать против более сильного»5.

Любопытно, что во многих литературных произведениях (как и в пословице, послужившей отправной точкой для теории Берлина) ёж противопоставлен именно лисице – символу хитроумия6.

 


1. Чеченские и ингушские народные сказки. – М., 2003. С. 210-211.

2. Перевод Л.Б. Поплавской, которая в своей диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук («Поэт и его образ в творчестве Архилоха» – М., 1987) указывает, что этот текст дошел до потомков благодаря Зенобию – собирателю пословиц (II в. н.э.), считавшему его пословицей, упомянутой Архилохом и цитируемой Гомером. Исследование Л.Б. Поплавской уточняет: «Под стихом Гомера Зенобий имеет в виду 5 фр. «Магрита» [комический эпос, приписываемый Гомеру – С.Д.-Д.], дублирующий эту строку Архилоха. Фр. 201 Архилоха близок к I стиху фр. 126, где поэт говорит о своем умении мстить: … "Я знаю одно важное дело: отвечать ужасными бедами тому, кто причинит мне зло"» (С. 122-123). За этот комментарий автор настоящей статьи приносит глубокую благодарность И.В. Нарусевич.

3. Исайя Берлин об исторических взглядах Льва Толстого: И. Берлин. Еж и лисица. Вст. ст., пер. с англ. и публ. В. Сапова. // Вопросы литературы. 2001. № 4-5.

4. Подробнее см.: Коллинз Джим. От хорошего к великому: Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет… Good to Great: Why Some Companies Make the Leap...and Others Don't. СПб., 2006.

5. Klinger W. De Arhilochi Fragmento papyraceo 79 D eiusque exordio nondum recognito. // Eos. 1948-49. Vol. 18. P. 47. (Цит. по дисс. Л.Б. Поплавской.)

6. В упомянутом трактате Альберта фон Больштедта лисица символизирует хитрость.

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ
ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЯ
СТИЛИСТИКА
ОРФОЭПИЯ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ЭКЗАМЕН
ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ
ЛИКБЕЗ ОТ "GRAMMA.RU"
А ВЫ ЗНАЕТЕ...
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ СЛОВА
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности