Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК А ВЫ ЗНАЕТЕ…
 

КТО ОН, ДОБРЫЙ ДЕД МОРОЗ?


      Мы называем его Дедом Морозом, для жителей США он - Санта-Клаус, в Швеции - Юльтумте, в Монголии - Увлин Унгун, во Франции - Пер-Ноэль, в Италии - Баббо-Натале, на Кипре - святой Василий. Многие из этих персонажей восходят к христианским святым: святому Николаю, святому Василию.

      Многообразие имен объединяет единый облик: большая седая борода, шуба, посох и много подарков - в руках, корзине или в мешке за спиной. Вероятно, наибольшее влияние на формирование образа Деда Мороза оказали легенды, сложившиеся вокруг великого христианского святого Николая Мирликийского.

      Реальный прототип Деда Мороза - святой Николай (в России его принято называть Чудотворцем или Угодником) - родился в III веке в семье состоятельных родителей, проживавших в портовом городе Потара в Ликии. Еще молодым человеком он поселился в городе Миры (ныне город Демре в Турции), где через некоторое время был избран епископом. Скончался святой Николай 6 декабря 310 или 312 года, став жертвой преследования императора Диоклетиана. О его жизни и чудесах существует много легенд и преданий, нас же интересуют две из них, которые, по мнению западных биографов Деда Мороза, способствовали превращению святого Николая в очень популярного персонажа рождественских праздников.

      Уже в IX веке в Греции бытовало предание об отце трех дочерей, который впал в нищету и не мог выдать своих дочерей замуж из-за отсутствия денег на приданое. В отчаянии он готов был сделать их блудницами. Епископ Николай, получивший в наследство от родителей большое состояние, узнал об их бедственном положении и подбросил через окно (по другой версии - через дымоход) три ни мешочка с золотом (по другой версии - три золотых яблока). В результате все остались довольны: девушки вышли замуж, а епископ Николай потратил деньги во славу Господа.
      По этому же преданию, подброшенные мешочки (яблоки) попали в девичьи чулки, подвешенные сушиться. Поэтому в наши дни в католических странах в ожидании местного Деда Мороза дети оставляют свои носки и чулки у камина, а уж тот знает, куда и какие положить подарки.

      События второй легенды, надо заметить, довольно мрачной, происходили в северной Франции XII века. Владелец гостиницы убил трех школяров - учащихся монастырских школ, тела их разрезал на части. Однако спустя семь лет святой Николай сложил части тел убитых мальчиков и оживил школяров, а хозяина наставил на путь истинный. С тех пор святого Николая стали почитать как покровителя школяров, а день его смерти стал школьным праздником. Школяры веселились и проказничали, а их воспитатели - в педагогических целях - поощряли подарками успевающих в учебе. Кстати, есть сведения, что неуспевающим и разбойничающим детишкам справедливый и непреклонный святой Николай клал в чулок розги вместо подарков. Так что у маленьких разбойников был выбор: они должны были задуматься о своих школьных успехах, особенно ввиду приближения праздника.

      В России Дед Мороз как персонаж рождественских торжеств появился в конце XIX - начале XX века. В привычном для нас словосочетании "Дед Мороз" объединены два образа: Дед и Мороз. Каждый из них имеет свое значение и свое происхождение.
У славян Дедами называли прародителей, духов предков, которые охраняли благополучие рода и его представителей, а также оберегали скот и посевы. В славянской мифологии существовал и Мороз (Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) - персонаж сказок и обрядового фольклора.
      В России его превращение из персонажа фольклорного в героя рождественских и новогодних праздников происходило с конца XIX до середины XX века. А трансформировался наш Мороз в Деда Мороза в первую очередь под влиянием западноевропейских традиций празднования Рождества.



Людмила Королева, ученица 10 класса 2-ой Санкт-Петербургской гимназии
По материалам: Иванов Е.В. Новый год и Рождество в открытках. СПб., 2000.


ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ
ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЯ
СТИЛИСТИКА
ОРФОЭПИЯ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ЭКЗАМЕН
ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ
ЛИКБЕЗ ОТ "GRAMMA.RU"
А ВЫ ЗНАЕТЕ...
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ СЛОВА
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности