Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК ЛИКБЕЗ ОТ "GRAMMA.RU"


ЭТО (,) НАВЕРНОЕ (,) ВВОДНЫЕ СЛОВА

(о вводных словах, словосочетаниях и предложениях)

(продолжение)

Е. Геккина, С. Белокурова, С. Друговейко-Должанская

О ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ

 

Итак, внимательному читателю предложений нашего Автора, должно быть, уже стало понятно, в каких случаях те или иные слова или сочетания слов следует считать вводными и почему вводные конструкции нужно выделять запятыми. И ключевое слово здесь именно «выделять» — парные запятые как бы выключают из состава предложения слова и выражения, которые грамматически не связаны с другими его элементами, то есть не являются членами предложения и, как правило, относятся ко всему высказыванию в целом.

Разумеется, что при встрече двух вводных слов запятая между ними ставится:
Итак
[указывает на последовательность изложения], по-вашему [указывает на источник сообщения], этого делать не стоит?

Если вводное слово стоит внутри (в середине) какой-либо обособленной конструкции, то оно выделяется запятыми на общем основании:
Он зачастую поражал нас неожиданными суждениями, всегда, впрочем, точно аргументируя свою точку зрения.
Он зачастую поражал нас неожиданными суждениями, аргументированными, впрочем, довольно основательно.
Мы принимаем а-токоферол, или, иначе, витамин Е; По закону это делает руководитель предприятия, или, иначе, директор нашего предприятия
[запятой отделяется пояснение, начинающееся с союза или, а внутри этой конструкции выделяется запятыми вводное слово иначе].

Если же вводное слово стоит на границе обособленной конструкции и основной части предложения, то оно не отделяется запятой от той части предложения, к которой логически относится:
Он располагал сведениями, кажется опубликованными недавно.
Ребенок, испугавшись меня должно быть, побежал к матери.
Очевидно, что выделение запятыми вводного сочетания должно быть в последнем примере (Ребенок, испугавшись меня, должно быть, побежал к матери) неизбежно повлекло бы за собой недоумение читателя, которому пришлось бы гадать о том, в чем именно не вполне уверен наш Автор: в том, что его встрепанный вид напугал робкого ребенка, или же в том, что напуганное дитя бросилось к матери, а не просто подальше от места роковой встречи…

Однако нашему Автору случилось заметить, что слепое следование этому правилу, призванному облегчить читателю понимание написанного, иногда может привести к еще большим затруднениям. Хотя бы потому, например, что, как вы уже убедились, многие вводные слова могут выступать еще и в роли наречий. Вот, скажем, пожелал наш Автор написать так: Рядом лежал ковш, наверное оставленный у родника на пользу всех проезжающих. Нелегко догадаться, в каком статусе употреблено здесь слово наверное: наречия наверняка или вводного слова в значении ‘вероятно’… Поэтому и решил Автор избегать такого употребления, либо перемещая вводное слово внутрь обособленного оборота (Рядом лежал ковш, оставленный у родника, наверное, на пользу всех проезжающих), либо используя перед обособленной конструкцией знак тире и сохраняя запятую после вводного слова (Рядом лежал ковш – наверное, оставленный у родника на пользу всех проезжающих). А вот и еще примеры такого рода из архива справочной службы сайта «Культура письменной речи»:

Вопрос: Смех объединяет людей, наверное(,) поэтому свежие постановки театра постоянно собирают аншлаги. В данном примере слово наверное по замыслу автора относится не к объединяет, а к поэтому. Нужна ли в данном случае запятая и почему?
Ответ: Только отсутствие запятой перед словом поэтому позволяет понять, что вводное слово относится не к главной, а к придаточной части предложения. Впрочем, таких сложностей вполне можно избежать, поставив, скажем, вводное слово не в начало или конец, а в середину обособленной конструкции, где оно должно быть выделено запятыми с двух сторон: Смех объединяет людей, и поэтому, наверное, свежие постановки театра постоянно собирают аншлаги.

Вопрос: Но уже сегодня бывает сложно уследить за ним: ребенок любознателен и хочет сам все проверить, например(,) что произойдет, если за один раз съесть килограмм конфет. Нужна ли в этом предложении выделенная скобками запятая – ведь вводное слово стоит в начале уточняющего оборота и отделяться от него не должно?
Ответ: Если исходить из функции знаков препинания, то стоит вспомнить, что их важнейшая роль – сделать предложение наиболее прозрачным для восприятия читающим. В приведенном примере главная проблема состоит в том, что в двух случаях части этой конструкции (Но уже сегодня бывает сложно уследить за ним: ребенок любознателен... и хочет сам все проверить, например(,) что произойдет...) связаны бессоюзной связью. Иначе говоря, главной задачей является выбор оптимального варианта расстановки знаков препинания именно в этих фрагментах текста. Вот тут-то и требуется не просто знание правил, а умение разумно сочетать их друг с другом, требуется постижение качественных характеристик знаков (с учетом тенденций в их применении) и их системной значимости, требуется, наконец, интуиция, безотказно действующая, разумеется, лишь при хорошем знании основ пунктуации и чутком и бережном отношении к содержанию текста.
Если ориентироваться только на правила, то в обоих случаях бессоюзного соединения можно было бы поставить двоеточие (Но уже сегодня бывает сложно уследить за ним: ребенок любознателен... и хочет сам все проверить: например(,) что произойдет...), однако это лишало бы грамматической стройности предложение в целом.
Если учесть современную тенденцию в замене двоеточия знаком тире, то можно использовать такие варианты: 1) Но уже сегодня бывает сложно уследить за ним: ребенок любознателен и хочет сам все проверить — например(,) что произойдет, если за один раз съесть килограмм конфет и 2) Но уже сегодня бывает сложно уследить за ним — ребенок любознателен и хочет сам все проверить: например(,) что произойдет, если за один раз съесть килограмм конфет.
Первый вариант представляется менее удачным, поскольку двоеточие в качестве членящего знака (принимается во внимание не его пояснительное значения, а общая членящая функция) более сильно, нежели тире, и, значит, обе части предложения после двоеточия воспринимаются как поясняющие по отношению к первой его части, что по отношению к фрагменту например(,) что произойдет, если за один раз съесть килограмм конфет несправедливо (Но уже сегодня бывает сложно уследить за ним: ... например(,) что произойдет, если за один раз съесть килограмм конфет).
Следовательно, наиболее оптимальный вариант расстановки знаков препинания именно таков: Но уже сегодня бывает сложно уследить за ним — ребенок любознателен и хочет сам все проверить: например(,) что произойдет, если за один раз съесть килограмм конфет. А при таком пунктуационном оформлении простых предложений в составе сложной конструкции необходимость отделения запятой вводного слова например уже не вызывает сомнений: Но уже сегодня бывает сложно уследить за ним — ребенок любознателен и хочет сам все проверить: например, что произойдет, если за один раз съесть килограмм конфет.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности