Встречаются следующие
виды многословия:
1. Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток,
чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически
излишних слов.
Пример:
Все гости
получили памятные сувениры. Сувенир - подарок на память, поэтому памятные в этом предложении - лишнее слово.
Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень
огромный, очень малюсенький, очень
прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно
сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени
признака.
2. Использование лишних слов. Лишних не потому,
что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому,
что они просто не нужны в данном тексте.
Пример:
Тогда
о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный
магазин "Дружба".
3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое
logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими
ошибками "пестрят" не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример:
Руководители
предприятий настроены на деловой настрой.
4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного
сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться
- вести борьбу, убирать - производить уборку.
Пример:
Ученики
приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть,
в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации
лучше: Ученики решили убрать школьный двор.
5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь,
особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет
вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете
ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта
речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается
и на страницы печатных изданий.
Пример:
В небольших
дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных
мест.
|
Эта ошибка по смыслу
противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске
необходимого в предложении слова.
Пример:
Достоинство
Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может, и нет ничего
лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или:
"... не допускать на страницы печати и телевидения
высказывания, способные разжечь межнациональную вражду". Так
получается - "страница телевидения".
При выборе слова необходимо учитывать
не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость,
но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу
распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова
иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы),
всегда должно быть мотивировано условиями контекста. |