Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКИЙ ЯЗЫК Современный русский язык
 

НЕСТАНДАРТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ БУКВЫ
В НОВОЙ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

(продолжение)

А.И. Дунев,
доцент РГПУ им. А.И. Герцена

В последнее время у прописных букв появились новые функции, чаще всего используемые в названиях торговых фирм, марок, товаров, а также в рекламных текстах.

Очень часто употребление заглавной буквы связано с представлением значимости в тексте слова, его части или отдельной буквы, меняющей смысл всего слова.

Относительно новой функцией, наиболее часто использующейся в рекламе, является привлечение внимания к слову, в котором выделяются прописные буквы. Например, МойДоДыр – название мойки машин. Слово делится на три отдельно воспринимаемых, при этом такой способ записи задерживает внимание читающего.

Эффект «неровного почерка» призван привлечь внимание, создать особое впечатление об этом слове или высказывании.

Клиент влез в пределы чужого холода и скачал небольшой файл. Только и всего. И оставил при этом непонятный трек с сообщением, что слито, мол, столько-то, спасибо, и еще – извините за неровный почерк. Последняя фраза была набрана вперемешку строчными и заглавными буквами, отчего действительно возникало впечатление неровного почерка
(В. Васильев. Сердце и моторы).

В последнее время часто в названии салонов, магазинов, клубов и т. п. первую и последнюю букву пишут как большую: КрасиваЯ (салон красоты); МаксидоМ, НормаН (магазины); АкадемиЯ (туристическая фирма). Как показывает проведенный в студенческой аудитории эксперимент, выделение границ слова задерживает внимание читающего, заставляет еще раз прочесть это слово и по-новому его осмыслить.

Выделение как прописных срединных букв слова выполняет ту же функцию, заставляя читающего расчленять слова на составные части (в некоторых случаях актуальные для выявления мотивированности названия): НямБург (кафе); ДиКом (магазин мебели); КампоМос (производственное объединение); АндроМеда (клиника урологии, гинекологии, дерматологии); ДомАск (монтажное предприятие).

Возможны и иные вариации употребления прописных и строчных букв в рекламных целях: аЛтын (ювелирный магазин); ПланТация (кафе); миниСАМ (магазин); БуБеН (магазин мебели).

Намеренное использование прописной буквы вразрез с существующими правилами часто сопровождается ненормативным написанием слова. Выделение неверно написанной буквы (ДискотЭка), очевидно, по мнению авторов рекламы, должно связывать в сознании адресата этого текста написание с просторечным произношением.

Графическое выделение части слова в рекламе указывает на скрытый смысл, вызывает у потенциального покупателя направленные ассоциации: Дни перФОРАтора! перФОРАторы до 30% скидки (реклама магазина инструментов; актуальным является слово фора, выделенное внутри слова перфораторы) НАКОПИтельный вклад (банк Элби-Траст); MAXимальный (телефонный тариф) – в последнем случае смешивается латинский и кириллический шрифт.

Написание названия чая «ЧайОК» связано с теми ассоциациями, которые хотели бы вызывать копирайтеры. Это подтверждается стихотворным рекламным текстом на пачке: «Дело спорится быстрей, пьешь «ЧайОК» и все ОКей!».

Регулярность и многообразие ненормативных случаев написания прописных и строчных букв формирует у носителя языка ложное представление об употреблении заглавной и строчной буквы.

Ненормативное написание прописных букв в научных текстах и официальных документах следует однозначно оценивать как орфографическую ошибку. Письменная речь научного и официально-делового стиля требует более жесткого отношения к орфографической норме.

Как правило, не вызывает затруднения выбор между прописной и строчной в написании имен людей и кличек животных, географических и астрономических названий. Когда говорят о фактах разнобоя в написании прописных букв, то чаще всего имеют в виду нестабильные участки орфографической системы русского языка, к которым, несомненно, относится использование прописных и строчных в составных названиях должностей, наград и учреждений.

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ
ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЯ
СТИЛИСТИКА
ОРФОЭПИЯ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ЭКЗАМЕН
ТЕСТЫ, ЗАДАНИЯ
ЛИКБЕЗ ОТ "GRAMMA.RU"
А ВЫ ЗНАЕТЕ...
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ СЛОВА
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности