ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
Выпускники основной школы
(девятиклассники) пишут на выпускном экзамене не только диктант или сочинение,
но и (в ряде школ) изложение с творческим заданием.
Кроме того, все чаще изложение становится
вступительным экзаменом в высшие учебные заведения, также приобретая при
этом пугающий эпитет: "творческое". Однако при ближайшем рассмотрении
оказывается, что ничего страшного экзамен в форме изложения не таит. Преподаватель
дважды медленно зачитывает достаточно законченный по смыслу отрывок текста.
Абитуриенту же предстоит выполнить следующие операции:
-
передать содержание отрывка,
по возможности, близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности;
-
продолжить текст, развивая
любую мысль, намеченную в нем, или отвечая на любой вопрос, связанный
с темой текста, причем объем продолжения не должен быть меньше прочитанного
отрывка (творческое задание);
-
озаглавить получившуюся
работу (иногда требуется дать два-три варианта заголовка);
-
грамотно написать текст
изложения и творческого задания, проверить работу и получить оценку
"отлично".
Очень важно помнить:
изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать
о том, что было прочитано, а передать содержание как можно ближе к тексту,
не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному,
публицистическому, научному). Стилевую однородность необходимо
сохранить и в творческом задании (продолжении прочитанного).
|