Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Примеры сочинений

Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

А. Гудинова, 10 класс, гимназия №228 Санкт-Петербурга, 2001 г.

 

Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою сущность, порой даже невольно. Диалогов-споров в романа достаточно много, но мы обратимся к самым важным, раскрывающим личность главного героя – Базарова.

С Базаровым мы встречаемся с первых же глав романа. Он приезжает со своим другом Аркадием Кирсановым в имение его родителей. И сразу становится заметно, как он непохож на остальных героев романа. Недаром Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия, сразу почувствовал к нему неприязнь, которая позднее переросла в ненависть.

Образ Базарова – один из самых интересных, противоречивых образов в русской классической литературе. Уже описание героя говорит о демократичности его манер, свободе поведения. Пожалуй, главное в портрете Базарова – это его руки, руки труженика. Перед нами человек труда; служение науке, людям для него – цель жизни. Базаров ничего не принимает на веру. Главный источник знаний для него – его опыт. Его не устраивают плоды чужих размышлений, он должен познать все самостоятельно. Базаров-нигилист. Он отрицает всё: природу, искусство, любовь, даже науку, которой собирается посвятить жизнь. Главный противник Базарова в спорах – Павел Петрович Кирсанов. Это аристократ, представитель либерального дворянства. Он убежден в том, что вся его жизнь может служить другим примером для подражания. Но появляется Базаров, который вдруг обнажает всю пустоту и бессмысленность той жизни, которую ведет Павел Петрович -жизни только одними воспоминаниями о прошлой любви, жизни без настоящего дела. Павел Петрович совершенно не принимает позиции Базарова и , уверенный в своей победе, ищет только повода, слова, за которое можно было бы зацепиться, чтобы вступить с ним в словесную "схватку".

Павел Петрович весь горит нетерпением, и его желания наконец сбываются: как-то за вечерним чаем Базаров нелестно отозвался об одном из соседних помещиков: "Дрянь, аристократишко". Возмущению Павла Петровича не было пределов. Для него, как для истинного дворянина, аристократия – это свято… Он возражает Базарову, пытается вывести его из себя, но сохраняет правила приличия, а стиль его речи подчеркнуто высокопарен. Базаров же остается хладнокровным, он равнодушно отвечает своему оппоненту, "лениво отхлёбывая чай" и как бы не видя желания Павла Петровича вступить в схватку, тем самым все больше выводя его из себя. Разговор продолжается, и речь заходит о принципах. Базаров "с невыразимым спокойствием" заявляет, что "отрицает всё", и торжествует, видя, как бледнеет от ужаса и негодования Кирсанов.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров старается избегать вопросов политики, но постепенно высказывает свои мысли. Когда ими был затронут вопрос о русском народе, о его традициях, Павел Петрович с упоением говорит о терпении, покорности народа. Базаров гордится тем, что сам он – выходец из народа. "Мой дед землю пахал", – "с надменной гордостью" говорит он и в то же время презрительно отзывается о народе: "Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы напиться дурману в кабаке". В вопросе об искусстве мнения старого дворянина и революционера-разночинца оказываются также противоположными, и это естественно, ведь Павел Петрович и Базаров – люди разных поколений, разных сословий и главное – разных мировоззрений. Кто же побеждает в этой схватке? Тургенев не дает прямого ответа на этот вопрос. Павел Петрович чувствует себя побежденным, Базаров – победителем, а как на самом деле – покажет время. И сейчас, по прошествии многих лет, когда будущее, которое предсказывал Тургенев, для нас – прошлое, мы можем сказать, что такие, как Базаров, победили.

Один из самых главных диалогов в романе "Отцы и дети" – это разговор Аркадия Кирсанова и Базарова под стогом. Сцена начинается описанием природы. Этим Тургенев как бы настраивает читателя на то, что предстоит что-то значительное. Разговор начинает Базаров. Простая осина напомнила ему детство, и он предается воспоминаниям. Базаров романтичен И это то самый Базаров, который н азывал романтику вздором и пустяками! Значит, остались еще в нем человеческие чувства. Но вот кульминация диалога – Базаров рассуждает о своем месте в жизни: "…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет…" Базаров с болью осознает человеческую ничтожность перед лицом вечности и пространства и злится, так как не может ничего изменить. Его состояние, ощущение себя "ничем" в сравнении с огромным миром настигает, казалось бы, в высшей степени уверенного в себе человека.

Заканчивается разговор ссорой друзей из-за оскорбления Базаровым Павла Петровича. Молодые люди чуть было не подрались, но вовремя пришел отец Базарова, и бурная сцена прекратилась. "Диалог под стогом" мне кажется очень важным. В нем Базаров задумывается о своем месте в жизни и многое понимает, и далее он не сопротивляется, не пытается остановить свою смерть, ощущая, что все равно ему нечего делать в этом мире, который он, как ни желает, не может кардинально изменить. Мне кажется, что центральный диалог романа – разговор Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, объяснение в любви. По своим принципам Базаров отрицает любовь и, казалось бы, неспособен на глубокое чувство, но его подлинная способность любить заставляет думать о нем иначе. Базаров страстно любит Анну Сергеевну, но для неё он лишь "таинственный предмет", который она хочет "разгадать". Именно с этой целью она начинает разговор, пытается вызвать на откровенность, и ей это удается. Базаров признается: "Знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились…" Ему тяжело произносить эти слова, ему враждебно само это чувство, ведь оно противоречит его принципам. Но даже во имя любви к Одинцовой Базаров не может пожертвовать своими убеждениями. С сердцем, полным трагической и искренней любви, он вынужден уехать от Одинцовой. Базаров вступает в конфликт со всеми окружающими людьми. Он встречает человека более высокого общественного слоя, и дало доходит до дуэли, он влюбляется, и любовь ломает его душу и жизнь. Даже Аркадий, который, казалось бы, благоговел перед своим учителем, в конце восстает против него. И все значительные сцены, когда Базаров постепенно остается один и осознает свою, как ему кажется, ничтожность, написаны Тургеневым в виде диалогов. В этом вся их важность и ценность, потому что нигде лучше человек не выскажет свои мысли и не раскроет душу, чем в искреннем диалоге.

 

Комментарий к сочинению

Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. СПб., "Паритет", 2002.

 

Это обычное школьное сочинение, написанное в качестве контрольного сочинения на уроках в конце 10 класса. Возможно, вы сочтете его небезупречным. Если вы читали его с карандашом в руках, возможно даже, что вы отметили отдельные речевые шероховатости. Критический подход к любому вопросу – это хорошо, но при этом необходимо аргументировать свою мысль и не оставаться на уровне вкусовых ощущений типа "нравится – не нравится". Любая критика должна быть конструктивной, с точки зрения того, что конкретно нужно улучшить хотя бы в данной работе и как именно это надо сделать. Полемизируя с взыскательным взрослым читателем, скажу: не нужно требовать от школьников "взрослого" взгляда на вещи, чрезвычайно глубокого подхода к анализу литературного произведения. Сказанное здесь относится не только к данному сочинению, а ко всем приведенным детским работам. Они действительно авторские, со всеми возможными недостатками содержания и стиля, и написаны в режиме урока, экзамена или домашнего сочинения, правка минимальная. В этой их "непричесанности", уязвимости – особая ценность, т.к. именно поэтому они могут быть материалом для изучения читателей-ровесников и учителей. Это дело литературных критиков, искусствоведов. Если в каком-либо пособии мы встречаем подобные школьные сочинения, то это сочинения каких-то особо гениальных детей, а скорее всего, к ним "руку приложил" и отнивелировал их взрослый автор (не случайно такие сочинения как-то удручающе одинаковы по стилю). Школьник имеет право на свою, пусть даже и недостаточно глубокую на чей-то взгляд, точку зрения. В противном случае мы получаем неискренние, фальшивые работы. А.С. Воронкевич в своей веселой и дельной книге "Как писать вступительное сочинение" (М., 1993) пишет: "Главное, чтобы в вашем сочинении был "предмет мысли", что вполне достаточно "для получения хорошей оценки; как говаривал мой научный руководитель: "Для диссертации вполне достаточно одной мысли, вторая – это уже изящество; самое трудное – чтобы эта одна мысль действительно была". Главное слово в формулировке темы данного сочинения – это слово "роль". В чем видит роль диалогов-споров автор приведенной работы? В раскрытии характера героев, в частности, главного героя – Базарова. Отследите следующие моменты в этом сочинении:

  • где автор заявляет ту проблему, которую будет исследовать в своей работе? - достаточна ли мотивация его обращения к этой проблеме?

  • в каком предложении (предложениях) показаны границы литературного материала, отбираемого автором сочинения для раскрытия темы?

  • весь ли отобранный автором работы литературный материал соответствует теме?

  • какие выводы делаются на основе анализа приведенных эпизодов? Достаточны ли ни?

  • перечитайте заключение и еще раз проанализируйте работу с точки зрения композиции и раскрытия основной мысли Постарайтесь отредактировать сочинение и дополнить мысли его автора своими соображениями.

 




В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности