"Послушайте!" Вы слышите?..
(Маяковский)
Емельянова С. 11 класс, 628 женская гимназия,
Санкт-Петербург, 2001 г.
"Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают – // значит – это кому-нибудь нужно?"
Эти строки знакомы почти каждому (многим даже успели надоесть),
их цитируют в фильмах, книгах, в обычном разговоре. Рожденные
в далеком 1914 году, они уже успели "затереться"
в будничной пыли, потерять свою первоначальную свежесть...
Эти строки знакомы почти каждому, но мало кто знает, что принадлежат
они В. Маяковскому, что начинают его по-маяковски простое
"Послушайте!" – стихотворение-порыв – слишком импульсивное,
неожиданно лиричное, почти нерифмованное, приоткрывающее глубину
вечности.
"Послушайте!"
Вы слышите?.. Мягкость, нежность, теплота и доверие к нам,
читателям, в этом обращении. Писал бы поэт такое стихотворение
(нет, такого не написал бы, но все же...) в 1919 или 1924,
на нас бы кричало с листа энергичное "слушайте!.."
Но здесь "послушайте" – словно поэт берет тебя за
руку и нашептывает... Нет, мы с вами не верим, что это разговор
по душам, с опаской читаем дальше – это же Маяковский... Маяковский,
а значит, можно ожидать чего угодно!
Вот, я же говорила!..
Читайте: "…кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?" И это после тепло-спокойных первых
четырех строк. Слава богу, что только "плевочки",
хотя слово и так режет слух, рушит только что выросшую картину
глубокого звездного неба. Чего вы хотите, это же Маяковский...
Даже "жемчужина" ничего не меняет. Мы с вами уже
поверили, что поэт надел маску романтика-мечтателя, ан нет...
С ним всегда надо быть настороже. Дальше...
После лирического начала
мы сталкиваемся с динамикой развития мысли, энергией и эмоциальным
напором бьют следующие строки. "Врывается", "боится,
что опоздал", "плачет", "целует"
– целый список глаголов, заставляющих сердце учащенно биться,
глоток свежего воздуха, насыщенного гласными "а"
да "и"... И опять рядом с возвышенным, как это часто
у Маяковского, стоит повседневное, из нашей обыденной жизни:
"пыль" (хотя у него целые "метели полуденной
пыли" – сама по себе прекрасная находка), слова "боится,
что опоздал" чем-то напоминают бег за автобусом, "жилистая
рука" бога – тоже простой, знакомый образ, но совершенно
расходящийся с представлением о небесном Творце... Динамика
еще и в чередовании длинной строки с укороченной до одного
слова... "А после // ходит тревожный,
// но спокойный наружно"... – опять мягкая и протяжная
"о", а далее "э" смиряют темп повествования.
Риторические вопросы замедляют ритм, заставляя нас замереть
и подумать, зачем "необходимо, //
чтобы каждый вечер // над крышами // загоралась хоть одна
звезда?!"... Тем самым автор замыкает круг (композиционный
круг), очертив взглядом вечно глубокое звездное небо. Повторив
вопрос, он оставляет нас наедине с нашими размышлениями...
Для многих в этих тридцати
строках есть свое близкое, любимое, значимое. У меня... наверное,
пропущенная многими пятнадцатая строка (поэт случайно-неслучайно
сделал ее серединной, переломной): "…не
перенесет эту беззвездную муку!" Здесь сквозь
маску прорывается душа поэта, сама не ведая этого, здесь есть
искренность и звон нервной струны: наболевшего, предчувствуемого...
Что есть "беззвездная мука" для Маяковского? Пустота
вообще или холодность отношений? Отсутствие вдохновения, идей?
Отсутствие веры в то будущее, которое вошло в историю под
избитым (для нашего поколения) названием "светлое"?
Нелюбовь любимой? Крах идеалов?.. Стихотворение – порыв, предчувствие...
Будет в его жизни все, а пока, в 1914 году, он пишет стихотворение
"Послушайте!".
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают,
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?..
Звезды для него погасли в тридцатом.
"Послушайте!" Вы слышите?..
|