"Щелкунчик" – балет эскизов,
или очаровательные
крыски Шемякина
Емельянова С. 11 класс, 628 женская гимназия,
Санкт-Петербург, 2001 г.
Пять шагов по
винтовой лестнице вниз, и по телу уже разливается рождественское
тепло, ты уже слышишь мелодию, и серые тени начинают легко
вытанцовывать перед тобой балетные па. Вдох – и ты уже пьян
атмосферой гофмановской сказки, театрального действа, уже
сложно понять, где ты, и только воображение летит вслед за
мыслью художника, дорогой его витиеватого, легкого и стремительного
почерка... Не думайте, это не приснившийся мне сон – это первое
впечатление от выставки, где творения трех авторов слиты воедино:
сказка Гофмана "Щелкунчик", музыка П.И. Чайковского
и эскизы к балету, исполненные Михаилом Шемякиным.
В танце завитков и росчерков,
которыми Шемякин сопровождает каждую работу, крутятся образы
разных времен, стран, стилей. Тебя встречают две плавно изогнутые,
словно реторты, "алхимические фигуры", похожие на
облитых акварелью химер Нотр-Дама. В "Вальсе снежинок"
тебя кружит черная метель среди руин средневекового замка
и несет в бюргерскую кухню XVIII столетия. Здесь с потолка
свисают колбасы, туши, полки ломятся от изобилия сыров, бараньих
голов, а за спинами поваров с курносыми пятачками … резвятся,
паясничают, воруют крысы. В потоке работ выделяется "Поход
крыс" – четыре предприимчивых существа с сырной и колбасной
добычей возвращаются восвояси. Пометки автора: "крадучись",
"движения подпрыгивающие, по временам воровато озираются"
– и сразу видишь этот "поход" на сцене Большого
или Мариинки.
В самом начале выставки,
ее своеобразном вступлении, завораживает мысль Шемякина о
возвращении сказке "гофмановского духа с присущим ему
элементом гротескного юмора, странностями и перевоплощениями".
Итак, танцующие передо мной
образы не только пронизаны юмором, но и карикатурны: крысы-санкюлоты,
яркие и вызывающие, опьяненный сражением крыс-маршал с саблей
в руке, наконец, крысиный Наполеон – гордая и задиристая крыска
в белых лосинах и зеленом сюртучке. Встречаются в этом ворохе
эскизов крысиные шествия, очень напоминающие процессию инквизиторов...
Так что сатира и юмор, насмешка и улыбка, презрение и умиление,
издевка и комплимент – все перемешано в работах Шемякина.
Ясно одно: здесь в любимчиках крысы, а люди – повод для издевки.
Рисуя свое крысиное царство,
художник создает своеобразную модель общества: крысы – "мирное
население", крысы-военные, крысы-министры... В самый
угол затерты крысята-шпана, настоящие гавроши в перепачканной,
с чужого плеча одежде. Вы не смотрите, что серые и грязные,
они все очень милы, эти крыски с длинными хвостиками, тоненькими
носиками, подергивающие усиками. Одни в башмачках, другие
в балетных тапочках старательно тянут носок, подпрыгивая с
лакомством в руках. Автор очеловечивает крыс, они у него живые,
танцующие каждая в своем темпе...
Сгорбленной химерой появляется
фигура в красном – "серый кардинал" – Крыселье (имя
убивает наповал). Его мантия едва прикрывает длинный хвост,
нос сморщен презрением к "земной жизни", в цепкой
лапке том "Религии сыра", в другой – скипетр, в
третьей – держава: перед вами – его величество Крысиный король.
Семь голов возвышаются над королевским горностаем, из-под
пышных париков смотрят на вас хитрые серые глазки. Впечатление
производит внушительное, только не знаешь, на кого похож:
на Людовика XIV или Луи XVI?.. Рядом царственная супруга.
В ее шлейф вплетены французские лилии, на голове – сложная
"икебана" из пудреных волос и цветов, а любопытный
нос так и норовит залезть в дела мужа. Поистине – "эскиз
костюма и характера" – фраза, часто встречающаяся на
работах художника. На портрете "крысиных величеств"
надпись: "Возможны варианты – пажи торжественно несут
огромные хвосты короля и королевы: а) на подушках; б) в руках
в белых перчатках". Представили? Величественное шествие!
Из крысиного дворца перенесемся
в дом барона Штальбаума. Не поможет ли нам в этом Машенькин
летающий башмачок?.. В рождественской кутерьме кружатся подвыпившие
гости барона, словно Фигаро, всюду снует прыткий Дроссельмейер,
выделывая худыми ножками заковыристые па. Нацепив маски ослов,
орлов и свиней, одни резвятся хуже детей, другие пугают вампирскими
взглядами. Это уроды, демонстрирующие лишь достойную коллекцию
носов. В конце концов, закутавшись в плащи и спрятавшись в
муфты, нахлобучив цилиндры и капоры, эти неповоротливые серые
кули исчезают в эскизной пурге.
Вслед за ними появляется
вереница других существ, ярких и красочных. В танце кружатся
пчелы с мухоловками, мелькают желтые и зеленые пятна. Цвет
все оживляет, музыка околдовывает, и вот уже, танцуя, мимо
вас проплывает китайский чайник. Зеркала в причудливых париках
исполняют менуэты. Из огромного горшка-"супницы"
вздымается стройная зеленая елка в шутовском колпаке. И начинают
вокруг нее свой танец тысячи крыс, а вместе с ними – ожившие
куклы и волшебные существа: проносится с коромыслом пышная
Матушка-Жиголь, следом за ней парит Фея Драже, Королева снежинок
блистает своими черными звездами, а в ее крылышках-льдинках
отражается серая маска Пульчинеллы. Летит и вьется этот хоровод,
зовя нас в сладкий город Конфитюрингбург. Его жители – цветные
конфетки, маленькие пчелки, елочные игрушки. Здесь вы встретите
розовую птичку (миленький ощипанный цыпленок), ожившую малахитовую
"вазу для кобры", которая, кажется, тихонько шипит
и тоже танцует... Вдалеке промелькнет башмачок, унося Машу
со Щелкунчиком. Унося феерическую атмосферу гофмановской сказки...
Крысиные хвостики причудливо сплетутся и замрут. А через секунду
это будут уже карандашные линии, замысловато рисующие имя
автора по-английски – своеобразный автограф на каждой работе...
Это не балет, это всего лишь игра моего воображения. Но на
выставке действительно ощущалась атмосфера балета, этот новый
"Щелкунчик" разыгрался в трех залах экспозиции Строгановского
дворца, потому что была музыка, были образы и полет фантазии
Михаила Шемякина... моей... вашей. Эскизы станцуют и для вас.
|