Концепция человека в творчестве
М. Горького
(рецензия на рассказ М. Горького "Челкаш")
Никитин А. 11 кл., гимназия № 227, Санкт-Петербург, 2000 г.
Мировоззренческая позиция
Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному
романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового
порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся
гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место
Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий
выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный
на высшее самопожертвование, – Человек с большой буквы. Мне кажется, что
размышлять над вопросом, что есть человек, Горький начал уже в первом
своем рассказе "Макар Чудра", где показал человека "красивого" и свободного,
абсолютно не похожего на других. Затем, два года спустя, герои его рассказа
"Старуха Изергиль" уже будут задаваться вопросом, зачем жить: для свободы
от людей или для того, чтобы совершить подвиг во имя людей? В пьесе "На
дне" автор поднимает вопрос, как жить человеку. И наконец, в повести "Мать"
Горький уже не только не задает никаких вопросов, но и создает образ,
являющийся словно бы ответом на все эти вопросы, – человека настолько
неординарного, "красивого", что создается ощущение, будто Павел и есть
новый Мессия.
Особое место в дооктябрьском
творчестве Горького занимают так называемые "босяцкие" рассказы.
Например, "Челкаш", "Коновалов", "Супруги Орловы". В этих "босяцких"
рассказах романтизм приобретает реалистическую окраску. Тем
не менее, думается, нельзя обвинить Горького в том, что здесь
он отошел от романтического взгляда на своего героя: просто
герои этих рассказов изображены в гуще жизни.
Чтобы убедиться в этом,
обратимся к рассказу "Челкаш", написанному в 1895 году. Это
произведение можно условно разделить на три части: встреча героев,
словесная дуэль и столкновение. Горький начинает свой рассказ
в традиционной для него манере – он рисует пейзаж, в котором
сочетаются черты как романтического ("потемневшее от пыли голубое
южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море"),
так и реалистического пейзажа ("закованные в гранит волны моря
подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются
о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные
разным хламом"). Великолепно дано Горьким и описание порта,
который как будто бы "противоречит" морю – "свободной стихии".
На фоне этого монстра люди – маленькие, суетливые, их голосов
даже не слышно. Изумительна и звуковая инструментовка пейзажа.
Только прислушайтесь: "…звон якорных цепей, грохот сцепления
вагонов, <...> металлический вопль железных листов, <...> глухой
стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов,
<...> крики грузчиков, матросов и таможенных солдат". Все детали
создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская
каторга.
Пейзаж в рассказе
не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский
замысел. Пейзажное обрамление харктерно для ранних рассказов
Горького. Это же мы видим и в "Челкаше". Если в начале рассказа
море подавлено гранитными берегами, то в финале оно свободно:
"Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок,
разбивая их в брызги и пену". Все это тесно связано с образом
главного героя рассказа – Челкаша.
Итак, обратимся непосредственно
к сюжету рассказа. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила.
Сначала автор создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель
трижды использует слово "хищный" ("хищное лицо", "хищный нос"
и даже "хищная худоба"), употребляет экспрессивные глаголы.
Очевидно, что развернутая метафора "Челкаш – степной ястреб",
с одной стороны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя,
а с другой стороны – подчеркивает его понимание свободы. Основные
черты его характера: хищничество и свободолюбие.
Рядом появляется описание
Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор
сидящим, в то время, как Гришка "медленно шагает". "Шагах в
шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной
к тумбочке, сидел молодой парень, <...> парень был широкоплеч,
коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими
голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно"
– таков портрет Гаврилы. Если сравнить его образ с образом Челкаша,
то сразу же понимаешь: это образы – антиподы.
Думается, что в первый
момент читательские симпатии находятся на стороне Гаврилы. В
речи Челкаша Горький нарочито использует слова острые, грубые,
неприятные. Гаврила же, напротив, говорит мягко, вежливо. И
все же что-то в Гавриле настораживает... Уже после разговора
Гришки с грузчиком, сторожем, а затем и Гаврилой можно отметить,
что Челкаш – человек свободный, вольный, у него нет никаких
привязанностей, а если вспомнить, что именно такой человек прославляется
Горьким в рассказе "Макар Чудра", то писатель явно ему симпатизирует.
Там же, в рассказе "Макар Чудра", звучит отзыв о крестьянине,
выражающий, по моему мнению, отношение Горького и к Гавриле:
"Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга,
а места на земле вон сколько… И всё работают. Зачем? Кому? Никто
не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле
с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгинет
в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит своего
поля и умирает, как родился, – дураком". Гаврила хотел быть
свободным, но не был способен быть свободным. Это явно вытекает
из разговора Челкаша и Гаврилы. В ходе этого диалога подчеркивается
противоположность устремлений героев.
"- А что тебе – свобода? Ты разве
свободу любишь? – Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел – куда
хошь, делай – что хошь... Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке
держать, да на шее у тебя камней нет, – первое дело! Гуляй знай
как хошь, бога только помни... Челкаш презрительно сплюнул и
отвернулся от парня".
Вот каково отношение Гаврилы
к свободе. Кроме того, он хочет "человеком стать". На первый
взгляд, вроде бы все верно, но это представление о свободе примитивного,
косного сознания, которое отвергается Гришкой. Что такое свобода
для Челкаша? Ясного представления у него нет, но Гришке свойственны
человеческое достоинство, гордость и способность быть "выше"
окружающих его людей.
Челкаш, еще не поняв Гаврилу,
смотрит на него и с сочувствием, и с презрением. Но это вызвано
тем, наверное, что он – Гаврила – имеет что-то, чего никогда
не было у Челкаша: родной дом и чувство любви к свободе, которая
ему не нужна. Становится ясно, что Челкаш и Гаврила – "два человека,
живущие по-разному и для разного". Следовательно, неизбежно
драматическое столкновение между ними, которое и происходит
в третьей, заключительной части рассказа. К счастью, до убийства
дело не доходит. Когда появляются деньги, Гаврила вначале униженно
бросается Челкашу в ноги, а затем неожиданно хватает камень
и бросает им в Челкаша. Челкаш удивлен, растерян. Он одновременно
чувствует к Гавриле и жалость, и ненависть. И теперь понятно,
что Челкаш "выше" Гаврилы, просто жизнь, которую он ведет, не
дает ему развиваться. Гришка мог бы проявить себя...
В самом конце рассказа мы
понимаем, что Гришка Челкаш, свободный, гордый, и есть тот человек,
который привлекает Горького. Но ищет его писатель теперь не
в сказке, как раньше, а в гуще жизни. Таким образом, "босяцкие
рассказы" Горького, в том числе "Челкаш", можно считать переходом
к горьковскому "романтическому реализму", который станет творческим
методом писателя и со всей полнотой обнаружится в повести "Мать".
|