Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Примеры сочинений
 

Музыка стиха

(по лирике А.А. Фета)



      Музыка стиха, музыкальность стиха - важнейшая особенность лирики Фета. Это отмечали ещё современники поэта. М. Чайковский, например, говорил о "самой таинственной тайне" фетовского лиризма: "Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область", что он "не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом". В своей поэзии Фет не стремится изобразить что-либо, убедить читателя в чём-либо с помощью слов:

  Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами
Звуком на душу навей.
 

       Внушить, навеять - вот единственное, чего хочет добиться поэт. Для этого слова слишком грубы, язык беден:

  Как беден наш язык! - Хочу и не могу. -
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною…
 


    К.Д. Бальмонт отмечал, что Фет видел окружающий мир целостно, не расчленяя его на отдельные детали, то есть как некое гармоническое, музыкальное единство, а также, что "ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных мелодичных песен о любви". Действительно, словами очень сложно, почти невозможно передать такое чувство, как любовь. По мнению Фета, это можно сделать лишь при помощи звуков, подобных музыке. Сразу вспоминается одно стихотворение из любовной лирики поэта:

  Друг мой, бессильны слова, - одни поцелуи всесильны…
…Правда, и сам я пишу стихи, покоряясь богине, -
Много и рифм у меня, много размеров живых…
Но меж ними люблю я рифмы взаимных лобзаний,
С нежной цензурою уст, с вольным размером любви.
 


      Здесь поэт как будто извиняется за то, что и он употребляет слова, хотя и осознаёт их несовершенство. Его мечта - суметь создать стихи, равные по своей силе мелодии.
      Фету всегда было тесно в пределах слова, в узких для него рамках поэзии, поэтому он часто прибегал к помощи звуков, мелодии, музыки, сочинял свои стихотворения как музыкальные произведения, по законам гармонии. Благодаря этому большинство его произведений легко ложатся на музыку. Прекрасные романсы написаны на слова Фета. Наиболее известные: "На заре ты её не буди…" А.Е. Варламова, "Я тебе ничего не скажу…" П.И. Чайковского, "О, долго буду я в молчанье ночи тайной…" С.В. Рахманинова и другие. Фет обладает удивительным умением психологически точно передавать ощущения, настроения, впечатления от движений собственной души, их полутона, оттенки, которые не поддаются описанию и не имеют определённого названия, однако они в то же время воспринимаются как что-то родное и знакомое, внимательный читатель улавливает их, иногда даже неосознанно.
      Порой невозможно точно определить, о чём же стихотворение Фета и каково его настроение. Его произведения отличаются сложностью чувств, размытостью поэтического образа.
      Всё так! Но какое определение фетовской поэзии является исчерпывающим? Ни одно! Даже если собрать их воедино. Это непостижимо, как вдохновение, как любовь, как сама гармония. А что же такое гармония у Фета? Это мир музыки, где всё созвучно, прекрасно:

  …И мукой блаженства исполнены звуки,
В которых сказаться так хочется счастью…
 
Там, где нет этого, - нет и музыки. Безмолвие у Фета - это признак чего-то неуютного, зловещего:
  Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг…
 
      Или:
  Но ни следов, ни звуков. Всё молчит,
Как в царстве смерти сказочного мира.

 
     Ещё один пример:
  Всё спит. Над тесным переулком,
Как речка, блещут небеса,
Умолк на перекрестке гулком
Далёкий грохот колеса, -

 
     вот всё стихло. Но что же дальше?
  И с каждым шагом город душный
Передо мной стесняет даль;
Лишь там, на высоте воздушной,
Блестит балкон, поёт рояль…
 

      Музыка, пение рояля представляется здесь чем-то неземным, возвышенным, одухотворённым. Звуки музыкальных инструментов (в особенности рояля) часто "звучат" в стихотворениях Фета:

  Какое счастье хоть на миг
Залюбоваться жизни далью,
Призыв заслышать над роялью, -
Я все познал бы и постиг.
 


      Эти звуки ассоциируются с полетом мысли, с вдохновением, с чем-то вечным, они манят куда-то в неизвестность, но обещают счастье. Душа, заслышав их, обретает крылья. Она как будто освобождается от невидимых оков. В ней находят отклик чудесные голоса, которые звучат в "небесном хоре", голоса инструментов, голос певицы; душа раскрывается навстречу волшебной, таинственной красоте ночного сада:

  Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
 


      Совершенное владение звуком позволило Фету добиться приглушенности этих строк. Кажется, что их нужно произносить шёпотом, чтобы не нарушить гармонию мира. Это поразительный эффект: слышится легкое дрожание струн; колеблется одна, другая, а за ними и все остальные. И эта волна не может не достигнуть главной цели - коснуться струн человеческого сердца.
      Другие струны - струны гитары - рождают свою мелодию. Мягкие звуки гитары действуют успокаивающе, обещают "призывы любви":

  Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок,
Средь шума толпы неизвестной
Те звуки понятней мне вдвое…
 


      Гармонии - вот чего искал и во всём находил поэт. Он, как никто другой, чувствовал гармонию, музыку, красоту… Он описывал красоту природы, не только видимую, но и слышимую. Природа в стихотворениях Фета наполнена жизнью. Она видит, слышит, чувствует, дышит и звучит. Поэт стремится запечатлеть не просто мгновение, а уловить момент движения, перехода из одного состояния в другое. Он одушевляет и заставляет звучать даже то, что мертво: "…Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье…". Фет слышит и иную, неземную музыку: "Как тепло в нем звездный хор повторялся…", "И задрожал весь хор небесный", "Как звучала их песнь с поднебесья" и т. д.
      Для того чтобы "озвучить" в своих произведениях окружающие явления и предметы, вещи, поэт чаще всего обращается к словам песня, песнопенье, пою, певец, певица, звук, отзвук, хор, хоровод, трель, слух, шепот, струна и др. Думается, что это не случайно. Ведь абсолютное большинство стихотворений Фета легко "поются", даже если не положены на музыку. Фет даже назвал целый лирический цикл "Мелодии". Можно также отметить, что многие стихотворения и по тематике связаны с музыкой ("Романс", "Шопену", "Певице" и др.).
      "Самые частые эпитеты, которые прилагает Фет к явлениям природы, - "трепещущий" и "дрожащий"". Трепет, действительно, одно из ключевых состояний природы и души в лирике Фета. Трепещут сердце, совесть, руки, одинокий огонёк, ивы, струны, хоровод деревьев, звук колокольчика, звёзды счастья, молодая жизнь… Трепет - это "движение без движения", его нельзя увидеть, но можно ощутить при прикосновении или же услышать.
      Какими же ещё средствами пользуется поэт для создания этой неповторимой музыкальности? Попробуем выяснить это на примере нескольких стихотворений.
      "Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…" Казалось бы, никакой видимой связи с музыкой это стихотворение не имеет. Здесь даже нет описания звуков как таковых. Но ведь не представляется же при чтении, что всё происходит в абсолютном безмолвии. Вечер: какие-то особенные, "вечерние" звуки в нашем воображении сразу же нарушают тишину. Это может быть стрекотание кузнечиков в траве, становящееся как-то особенно гулким ближе к ночи, или хлопанье крыльев потревоженной птицы… Может быть, также негромкий разговор ("Речи отрывистей…"). Но это всё не так существенно. Главное - в самой мелодии стиха, в ее гармонии и напевности.
      Может показаться, что здесь нет движения, но это не так. Стихотворение "Месяц плывёт…" имеет кольцевую композицию, и это тонко подчеркивает временное и психологическое развитие. Пейзаж из первой строфы показан в медленном, величественном движении. Почти каждое слово здесь подчеркивает эту величественную томность, а также неизмеримость окружающего пространства:

  Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
 


      Тот же самый пейзаж в последней строфе даётся уже в ином ракурсе при помощи незначительных изменений: при быстром движении капли росы на траве уже сверкают, а месяц бежит. Движение ускоряется потому, что во второй строфе лирический герой хочет раствориться в этой прекрасной ночи, а в третьей строфе полёт мысли, души будто превращается в реальный полёт.
      В некоторых фрагментах стихотворения слышатся как будто звенящие переливы арпеджио, будто кто-то перебирает струны арфы в верхнем регистре: на словах зеркальный, лазурной, унизаны (особенно на слове унизаны), бесцельно, сверкают росою.
      Ещё резче проступают выразительные средства и приёмы, создающие музыкальность, напевность и звуковую гармонию фетовского стиха в стихотворении "Сияла ночь…".
Это стихотворение было положено на музыку и превратилось в романс. Главная отличительная черта романса - это то, что мелодика и ритм в нём важнее, чем слова. Но попробуем теперь разобраться именно в средствах и приёмах. Во-первых, звукопись. В первой строфе появляется аллитерация: звуки [л] и [н], затем и [р], который передает дрожь струн раскрытого рояля. Аллитерация есть и в третьей строфе. Фет использует в стихотворении и синтаксические средства: синтаксический параллелизм, однородные члены предложений, анафору. Всё это в сочетании с шестистопным ямбом и создаёт мелодию и ритм стиха. Здесь всё имеет значение и направлено на создание музыкальности, всё гармонично: и фонетика, и лексика, и синтаксис.
       Кажется, вот оно, это неуловимое "музыкальное" свойство стихотворных произведений Фета - определено, конкретизировано и систематизировано. Но разве станет нам от этого ближе и понятнее таинство творения музыки и стихов? Доступно ли будет нам Вдохновение поэта? Понять поэзию в полном смысле этого слова невозможно, но её можно почувствовать.


Лункина И.,10 кл., 405 гимназия, С.-Петербург

2001 г.
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
ПРОГРАММА ШКОЛЫ
ХРЕСТОМАТИЯ
ТЕРМИНЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
СОЧИНЕНИЕ - ЖАНРЫ
ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ИЗЛОЖЕНИЕ
ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности