АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
Ф.И. ТЮТЧЕВ. "БЕССОНИЦА"(1829)
Петрова В., 10 кл., школа № 196 Санкт-Петербурга, 2000 г.
Тютчеву было
свойственно трагическое мировосприятие. Он изображал мир стоящим
на грани катастрофы, чувствовал конечность не только человеческой
жизни, но даже времени и пространства. Поэт всегда ощущал над
собой власть времени. Именно неумолимый его ход – тема стихотворения
"Бессонница".
Первая строфа создает звуковой,
слышимый образ: "Часов однообразный бой". Четырехстопный ямб
с безударным окончанием каждой второй строки (женская рифма)
создает ощущение монотонности, повторяемости происходящего.
Ночью, считает Тютчев, обнажены все чувства, человека охватывают
"страхи и мглы" ("День и ночь"), человек оказывается беззащитным
перед хаосом ("Святая ночь на небосклон взошла"), но ему становится
внятен язык ночи, "равно для всех чужой" и одновременно "внятный
каждому, как совесть". Во второй строфе конкретные бытовые явления
и факты (бой часов, ночь) приобретают иной смысл, более обобщенный,
философский. "Часов однообразный бой" воспринимается лирическим
героем как "глухие времени стенанья", "пророчески-прощальный
глас", а "томительная ночи повесть" разрастается до образа "всемирного
молчанья". Бессонница пробуждает фантазию, воображение лирического
героя. Исследователь Пигарев замечает, что со второй строфы
в стихотворении начинает звучать мысль о распаде связи времен,
поэт говорит от имени человека, который "выпал" из времени.
Если в первой и второй строфах
как бы звучит вопрос ("Кто без тоски внимал из нас?.."), то
в третьей поэт утверждает: пророчество времени о конечности
каждого из нас – роковое, неотвратимое. "Неотразимый Рок" настигает
всех, и помощи человеку ждать неоткуда: "Мы... покинуты" природой
на "нас самих". Страшное одиночество, с которым сталкивается
человек, ничем не искупается (как, скажем, это было у Лермонтова
в стихотворении "Выхожу один я на дорогу", где человек все-таки
обретает гармонию с природой, хоть и не в реальной жизни). У
Тютчева человек видит безысходность своего положения: он стоит
над бездной, над пропастью, "на краю земли", а позади – "наша
жизнь", "век и друзья", которые уже скрылись, "как призрак"
в "сумрачной дали". Если Пушкин приветствует "младое племя"
("Здравствуй, племя младое, незнакомое!") как продолжение жизни,
без малейшей скорби, то у Тютчева "младое племя" не символ надежды,
а лишь еще одно поколение, которому суждено исчезнуть в бездне.
Кроме того, поэт пишет, что "младому племени" нет дела до предшествующего
поколения, оно "на солнце расцвело" и пока не думает о том,
что его ждет. Здесь снова возникает мотив времени, причем в
контексте стихотворения это звучит так: "А нас, друзья, и наше
время // Давно забвеньем занесло!". В одном ряду оказываются
сам лирический герой, его поколение и само их время, которому
тоже суждено кануть в лету.
В финале стихотворения
вновь возникает образ времени, но теперь этот образ наполнен
новым значением: это "металла голос погребальный", оплакивающий
уходящих из жизни и памяти. Таким образом, "Бессонница" имеет
кольцевую композицию: поэтическая мысль прошла по кругу и возвратилась
к началу, но уже на ином уровне. Не просто "часов однообразный
бой", не просто "томительная ночи повесть" – предмет изображения
в стихотворении, а погребальный, оплакивающий всех живущих голос
времени и "повесть" о неизбежном конце каждого.
|