КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ В ЖАНРЕ ЭССЕ
Т. Алексеева,
методист НМЦ Красногвардейского
района Санкт-Петербурга
Жанр эссе все больше входит
в практику школьных сочинений, поэтому хочется остановиться на нем подробнее.
Сочинение в жанре эссе требует от автора не только продемонстрировать
какую-то "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных
чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом,
автор эссе – не только рассказчик, повествователь,
но и … герой. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция,
искренность, эмоциональность изложения. Жанр эссе дает право на субъективный
подход к теме и свободную композицию.
Границы жанра довольно размыты. Его
определяют иногда как записки, наброски, раздумья. В современной критике
есть и такой термин – "авторская проза".
Литературный энциклопедический словарь
(М., 1987) сообщает нам, что эссе – это прозаическое
произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные
впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо
не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Эссеистический
стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную
интонацию и лексику.
Эссе – древнейший жанр мировой литературы.
Произведения в жанре эссе пишутся на философские, духовные, исторические,
автобиографические, литературно-критические темы. Важно отметить, что
эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь,
статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово
и др.
Названия произведений этого жанра
часто начинаются с союзов "о", содержат союзы "как",
"или": "О добродетели", "О предсказаниях",
"О воспитании" (Мишель Монтень, создатель жанра эссе, французский
философ второй половины XIV века), "Разговор о Данте" (О.Мандельштам),
"Пушкин, или правда и правдоподобие" (В. Набоков), "Как
читать книгу" (И. Бродский). Это и другие интереснейшие наблюдения
сделаны в небольшом, но фундаментальном исследовании жанра, которое вместе
с разработкой уроков об эссе даны в статье И.Л. Карнаух "Эссе как
один из видов школьного сочинения" ("Русская словесность",
2000, № 5,6). Мы видим, что свобода композиции и право на субъективный
подход к раскрытию темы заложены уже в названии.
К эссе обращаются прежде всего такие
писатели, творчеству которых свойственно лирическое начало, стремление
к самовыражению, самораскрытию личности. Жанр эссе требует свободного
владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других
) во взглядах и суждениях. Каждый автор эссе, наверное, должен чувствовать,
что слова Грибоедова: "Как живу, так и пишу: свободно и свободно",
– относятся и к нему тоже.
Маленькие произведения в жанре эссе называются "скитце"
(нем.). Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть
что-то от импрессионизма: главное в нем – впечатление автора, "остановленное
мгновенье".
В русской литературе для меня пример
таких "остановленных мгновений", правда, поэтических, – это
лирика А.А. Фета. Помните:
Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших
ног в гостиной без огней.
Рояль был
весь раскрыт, и струны в нем дрожали…
Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне
Берс, в замужестве Кузминской, – родной сестре С.А. Толстой. Думаю, что
неслучайно ее считают прототипом Наташи Ростовой. Вы чувствуете, какая
сила лирического переживания заложена в этом стихотворении?
|