Сравнительная характеристика
- один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути это
сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного
или разных произведений.
Многие герои в русской литературе
даны "парами":
Онегин - Ленский,
Онегин - Татьяна,
Онегин - автор,
Печорин - Грушницкий,
Базаров - Аркадий Кирсанов,
Базаров - Павел Петрович
Кирсанов,
Пьер - Андрей,
Кутузов - Наполеон и т.
д.
Сравнительная характеристика часто
помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении
к такому сочинению мы определяем проблему, над которой будем работать,
ведь нам важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей - только
способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла,
путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. "Беспроблемным"
такое сочинение быть не может.
Формулировки тем могут быть достаточно
традиционными ("Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова "Обломов"), а
могут содержать и некий новый поворот ("Базаров и Николай Кирсанов. Значение
образов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"). В любом случае главное
слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения - союз
"и".
Сравнительную характеристику ни в
коем случае нельзя превращать в пересказ - рассказывать сначала об одном,
потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно,
и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных
(аналогичных) ситуациях. "Образно говоря, если вы сказали, что у одного
героя голова похожа на редьку хвостом вверх, то тут же обрисуйте и форму
головы другого, и непременно с упоминанием редьки и ее хвоста", - замечает
автор прекрасной статьи "Сравнивайте грамотно!" З.А. Блюмина. ("Литература".
Приложение к журналу "Первое сентября" №10 ,2000 г., с.8).
Разделив сравнение на серию более
мелких сравнений, можно двигаться вслед за текстом, анализируя эпизоды
и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!).
Допустим, сравниваем:
- первое появление героя
- портрет
- окружающую жизненную обстановку
- отношение с близкими ему людьми, с социумом
- поведение в сходных ситуациях
- авторское отношение к герою и т. д.
Вот, кстати, и план-схема
вашего сочинения.
Анализ текста, штрихов к портрету,
"говорящих" деталей, речи - это и будут наши аргументы. Обратите особое
внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает
своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики,
относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении
ничего случайного не бывает. Например, почему Свидригайлов появляется
в каморке Раскольникова после третьего сна, сна-кошмара, буквально сливаясь
с ним, как бы вырастая из этого сна?.. Во всяком сравнении интересно найти
свою "изюминку", и часто сравнительная характеристика приводит нас к новому,
неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных,
противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем
их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях - глубокое различие.
Так, размышляя над образам такого
энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда
он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке - в доме
на берегу моря, "увитом виноградом", думаешь невольно: как это похоже
на "облагороженную" Обломовку, где жизнь течет правильно и равномерно
и куда не долетают тревоги окружающего мира!
А теперь скажите, похожи ли Обломов
и его слуга Захар? Да и сравнивать, казалось бы, странно! Но задумайтесь:
ведь сам автор говорит нам о том, что Захар еще в большей степени Обломов,
чем сам Илья Ильич… Выстраивая композицию сравнительной характеристики,
помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве
героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна
и "обратная" композиция: от внешних различий - к глубинному внутреннему
сходству. Правильно (т. е. интересно, эффектно) выстроить сочинение вам
всегда поможет та конкретная "пара", с которой вы работаете.
Сравнивая, обращайте внимание на то,
главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают
герои в композиции произведения.
Очень важно отметить динамику образа,
т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного
произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются
внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого,
и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?). Казалось бы,
такой неинтересный - на фоне яркого Печорина - Грушницкий в повести "Княжна
Мери" проходит свой трагический путь от обычного молодого человека до
подлеца, и во все время этого пути он хочет быть необычным, хочет быть
человеком сильных страстей. Но перечитайте финальную сцену: "Я себя презираю,
а вас ненавижу! Нам вдвоем на земле нет места!.." По накалу чувств (и
читательскому сочувствию) герои как бы поменялись в этот момент местами,
но как дорого заплатил за это Грушницкий...
Завершая свое сочинение, не забудьте
о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое
исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.
|