Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Жанры сочинений
 

КОММЕНТАРИЙ
к сочинениям по анализу поэтического текста

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

 

      Сочинения "И музыка, и слово…" (А. Блок "В ресторане", А. Ахматова "Вечером"), "Мой век забвенный…" (А.С. Пушкин "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дорожные жалобы"), "Святая ночь на небосклон взошла…" (лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета) и другие, помещенные в разделе "Сочинения - примеры", - олимпиадные работы по литературе, ценность которых заключается в том, что они представляют собой комплексный анализ поэтического текста.
      Каждый учащийся может выбрать и осмыслить, самостоятельно "проработать" на материале этих сочинении тот аспект анализа, который кажется ему наиболее значимым, помогает дать собственную интерпретацию стихотворения: анализ лексики, стилистики текста, его фонетики, образной структуры, синтаксиса, композиции, движения "поэтической мысли" и т. д. Приведем примеры (фрагменты) из сочинений учащихся, посвященные размышлениям только об одном элементе структуры поэтического текста - рифме. Обратите внимание, как выигрывает работа благодаря составлению анализируемого текста с другими поэтическими произведениями. Читая их, запоминайте, как грамотно цитировать поэтический текст.

1.   <…> Большое количество стихов любовной лирики основано на воспоминаниях о давно прошедшем, о былой любви, о чувствах, некогда переполнявших сердце, о страстях и боли, притуплённых временем, но не утративших смысла для поэта. Таковы (условимся называть его так) "Я помню чудное мгновение…" Пушкина, "Сияла ночь…" Фета и "Я встретил вас - и всё былое…" Тютчева. <…>.

  …И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
 
А.С. Пушкин "К***" ("Я помню чудное мгновенье…")

      Невольно останавливает взгляд созвучие концов второй и четвертой строк: "вновь - любовь". Это рифма тривиальная, своеобразный штамп романтической лирики. Стиховедение делит рифмы "бедные" и "богатые". Перед нами рифма, безусловно, бедная. В "Евгении Онегине" Пушкин сам признаётся читателю, что использует традиционные рифмы:

  И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждёт уж рифмы розы,
На, вот возьми её скорей!)
 


      Однако Пушкин называет рифму и "звучной подругой", дочерью Мнемозины, богини памяти. А в одноименном стихотворении она оказывается дочерью нимфы Эхо, обречённой, согласно греческому мифу, повторять чужие слова.
      В поэзии Пушкина появление рифмы "вновь - любовь" не редкость. Вспомним стихотворение 1820 года "Погасло дневное светило…", написанное поэтом в романтический период творчества:

  И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь…
 

 
     "Вновь" устойчиво связывается с "вспомнил", с темой воспоминания, возвращения чувства во всей полноте его переживания - с горечью, страданиями и восторгом. Сама рифма "вновь - любовь" становится в стихотворении смысло- и сюжетообразующей. То же самое происходит и в стихотворении "К *** " ("Я помню чудное мгновение…"), где рифма эта появляется в последней строфе, что представляется мне отнюдь не случайным и очень значимым. Благодаря этому сочетанию, созвучию текст произведения открыт в будущее - "чудное мгновение" не исчезло, а продолжает жить, освещая душу лирического героя, становясь закономерным итогом творческого взлёта, возрождения души. <…>.


2.

  И много лет прошло томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь…
 
(А.А. Фет "Сияла ночь…")


У Фета - несколько иначе. Место рифмы - внутри текста стихотворения, во втором катрене. Фет будто договаривает недоговоренное предшественником: вновь возвратившаяся любовь ("…и любовь") - это состояние, когда прежде всего "нет обид судьбы" (фетовские "обиды судьбы" можно приравнять к "мраку заточенья", к жизни "без божества", "без вдохновенья" в пушкинском стихотворении, у Тютчева тоже возникает близкий образ "отжившего сердца"), когда "жизни нет конца", "цели нет иной", кроме любви. Так романтический штамп, являющий в рифме весь спектр значений, оказывается смысловым стержнем трёх лирических шедевров - стихотворений Пушкина, Тютчева и Фета. <…>.

3.
  Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
 
(Ф.И. Тютчев "Я встретил вас…")

       У Тютчева, как у Пушкина, - та же открытость души для возврата чувства ("и та ж в душе моей любовь"). И "виденье"- то самое, что вызвало любовь и прежде ("и то же в вас очарованье").
       Так может быть, рифма - это не просто созвучие?
       Пастернак называл её откликом мира на зов поэта. Перефразируя слова Л.Я. Гинзбург о том, что "преображение слова совершается в поэтическом контексте", можно сказать, что и преображение рифмы совершается в контексте. Ведь невозможно говорить о рифме вне её "окружения", именно в нем она приобретает смысл, переставая быть просто сочетанием звуков. <…>.
       Размышляя о сходстве лирических сюжетов, образов героинь, средств художественной выразительности, одинаковых рифмах, я все больше убеждалась, что никогда бы не перепутала эти стихотворения. Почему? Каждый из поэтов, даже используя традиционные для своего времени или направления поэтические штампы, остается самим собой, сохраняет то, что Тургенев назвал "своим голосом", "своими особенными нотами".

 

Примеры cочинений Образцы сочинений
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
ПРОГРАММА ШКОЛЫ
ХРЕСТОМАТИЯ
ТЕРМИНЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
СОЧИНЕНИЕ - ЖАНРЫ
ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ИЗЛОЖЕНИЕ
ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности