ПЛАН АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(восприятие, истолкование, оценка)С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург
Скажем сразу, что
план этот – примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем
случае не догма. Стихотворение – "живое", "пульсирующее смыслами" произведение
искусства, поэтому "разъять" его на части – вовсе не значит постичь его
тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение
рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано
в стихотворении (например, средства художественной выразительности или
фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…
Восприятие:
Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников,
авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем
воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать
– вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение?
Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
Тема стихотворения (ситуация,
воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже
в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название
представляет собой метафору или имеет символическое значение – "Парус",
"Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать").
К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести
следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль
в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой
и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать
поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча,
прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим
признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской,
философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения
присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И.
Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
Жанр стихотворения: элегия,
ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и
другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих
терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными
традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан
с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм,
футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной
для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская
элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает
достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет
традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство
в процессе размышления над стихотворением.
Композиция. Построение
стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала
к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением
и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.
Средства художественной выразительности
(тропы – метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д.
и фигуры – обороты речи, синтаксические построения, используемые,
как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам
относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти
троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того
или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы
пытаемся ответить на вопрос, как создан
образ.
Звукопись (аллитерация
и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую
и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание
образа, например: "Как бушует, что
ни шаг // Под ногами лист
древесный" (Б.Пастернак).
Ритм, размер, рифма – формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие
авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером
поэтической речи: делением на строки (стих – одна строка поэтического
текста), ритмически упорядоченной организацией текста – ритмом, способом
организации стиха – размером. Размер стихотворения не бывает случайным
в силу своего смыслового наполнения. Ямб
– сильный, энергичный размер, хорей всегда
звучит плавно, мягко, дактиль создает
однообразный мерный ритм, амфибрахий близок
к интонациям разговорной речи, анапест
– очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и
настроения.
Лексика, отбор которой
связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом
размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни
одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах
или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное
слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать
в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.
Оценка:
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении?
Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях,
его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости
от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило
ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения
узнаваемым и близким?
Примеры сочинений
|