Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Жанры сочинений
 

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург

 

      Традиционное "школьное" сочинение больше всего напоминает такой жанр критики, как литературно-критическая статья, хотя мы привыкли называть его сочинением-рассуждением. Большинство экзаменационных и контрольных работ по литературе ориентированы на этот жанр и посвящены одному из аспектов осмысления произведения, который и обозначен как тема сочинения, например: "Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений".
      Излишне напоминать, что выбирать нужно тему, связанную с хорошо знакомым произведением.
      Что делать дальше?

  1. Найти "ключевые" слова формулировки (идея, система опровержений)

  2. Переформулировать тему в вопросительную форму, причем может быть сформулирован не один, а несколько вопросов, например:
    - почему идея Раскольникова, с точки зрения автора, требует опровержения?
    - как и с какой целью Достоевский выстраивает "систему опровержений"?
    - какова его писательская задача в данном случае?

  3. Попытаться найти ответы на вопросы и кратко записать их. Эта запись, соответствующим образом отредактированная, может стать основой заключительной части сочинения, например:
    - идея героя романа, во всяком случае, наполеоновская ее составляющая - античеловечна и безбожна, ей "заражены" многие;
    - Достоевский, автор идеологического романа, сталкивает своего героя с другими персонажами, тоже носителями идей: Соней (смирение), Катериной Ивановной (бунт), Лужиным и Свидригайловым (наполеонизм, вседозволенность), Порфирием Петровичем ("законное возмездие"), Разумихиным (рационализм);
    - важнейшая задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а развенчать идею, воплотившуюся в теории о "тварях дрожащих" и "право имеющих" и являющуюся следствием безверия ("Не плоть, а дух растлился в наши дни..." Ф.И. Тютчев).

  4. Отобрать необходимый для раскрытия темы материал (эпизоды, авторские характеристики героев, детали портрета, художественные детали, внутренние монологи (у Достоевского они носят диалогический характер), сны героев и т. д.

  5. Составить план, например:
    I). Вступление. Идеи, которые "носятся в воздухе". Мировоззренческая позиция Достоевского, отразившаяся в романе - "отчете одного преступления".
    II). Основная часть. Идея Раскольникова в системе авторских опровержений.
        1). Теория Раскольникова.
           а). Истоки теории - возмущение социальным неравенством, собственным положением полунищего, участью матери и сестры.
           б). "Наполеоны" и "твари дрожащие".
           в). Право "избранных" на "кровь по совести" и проверка теории "экспериментом".
           г). Авторское отношение к теории героя: признание неравенства людей - главная ошибка Раскольникова.
        2). "Система авторских опровержений".
           а). Нравственные последствия преступления (муки совести).
           б). Конфликт теории и "живой жизни" (отчуждение от близких).
           в). Система "двойников" главного героя, высвечивающая разные аспекты его идеи (Лужин и Свидригайлов и роль их образов в романе).
           г). Антиподы Раскольникова (Соня, Лизавета, Мармеладов, Разумихин, Миколка, Порфирий Петрович)
           д). Сны героя и их функция в "Преступлении и наказании".
    III). Заключение. Защита человека и развенчание индивидуалистической теории - центральные проблемы романа Достоевского. Важнейшая задача писателя - не изобличить героя-убийцу, а развенчать идею, воплотившуюся в теории о "тварях дрожащих" и "право имеющих" и являющуюся следствием безверия ("Не плоть, а дух растлился в наши дни..."). На реализацию этой задачи ориентирована вся художественная система романа.

  6. "Редакторская" и "корректорская" правка сочинения (работа над исправлением речевых недочетов, устранение грамматических ошибок, исправление орфографических и пунктуационных ошибок и т.д.).

  7. Проверка.

  8. Переписывание на чистовик.

  9. Проверка.

    Рекомендация: прочтите сочинение на данную тему и проанализируйте его с точки зрения соответствия плану и полноты раскрытия темы.
    Напишите самостоятельно сочинение на одну из тем (смотри раздел "Экзамен - Темы сочинений").

Примеры сочинений Литературно-критическая статья
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
ПРОГРАММА ШКОЛЫ
ХРЕСТОМАТИЯ
ТЕРМИНЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
СОЧИНЕНИЕ - ЖАНРЫ
ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ИЗЛОЖЕНИЕ
ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности