Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание"
Крушение идеи Раcкольникова.
Эпилог романа
Беспредельность желанна
и разрушительна одновременно. Обратная дорога из этого запретного мира
почти невозможна. Герою предстоит перенести слишком многое, чтобы вернуться
в мир людей. Способен ли на это возвращение Раскольников?
В финале романа Достоевский дает надежду
на такое возвращение – лишь надежду. Самое главное и самое сложное для
героя – раскаяться: чтобы снова начать жить, смотреть на мир иными глазами,
необходимо покаяние.
Гордец должен смириться. Покаяние – это не просто признание своей ошибки
(простите, я больше не буду!), но древнейший обряд очищения души, дающий
согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз.
Покаяние – это страдание: потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние
– это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий
путь.
Даже на каторге Раскольников не хочет
отступить от своей теории. Просто – думает он – у него, именно у него,
не получилось. А идея его – неподсудного людскому суду героя – так и осталась
в мире.
Все изменяется лишь в эпилоге.
Достоевский ищет истоки раскольниковской
теории, глубоко и подробно исследует, как могла зародиться эта идея в
человеке, насколько изменила его личность. А параллельно с этим идет не
менее напряженный поиск выхода из тупика, в который попала обольщенная
дьявольской идеей душа, поиск пути назад – из бездны морального беззакония
в мир людей.
Зародившись в воспаленном мозгу измученного
героя, теория начинает самостоятельную жизнь, порабощая и разрушая его
личность, парализуя его волю. Избавиться от власти этой идеи можно, лишь
представив себе ее логическое завершение, въяве или мысленно "прожив"
ее до конца. И Достоевский заставляет своего героя – а с ним и читателей
– пройти этот путь.
Вооружившись топором, идет Раскольников
на "пробу" – убивать мерзкую старуху, несущую только зло. Но
жизнь нарушает разработанный героем сценарий: в квартиру к старухе неожиданно
приходит ее сестра – беззащитная, безобидная Лизавета. Раскольников вынужден
убить и ее. То, что Лизавета – юродивая, блаженненькая, очень важно. В
народе юродивые почитались Божьими людьми, и посмеяться над таким человеком,
а уж тем более обидеть его считалось делом недостойным и тяжким грехом.
Убийство же юродивого воспринималось как особо изощренное вероотступничество...
Все это знал Раскольников и убивать Лизавету не хотел, но – отступать
было уже некуда: все его движения подчинены отныне не свободной воле,
но идее.
Лизавета гибнет – пролилась безвинная
кровь. Гибнет и ее неродившийся ребенок: ведь Лизавета, вероятно, беременна.
К убийству юродивой добавляется и убийство младенца.
Идея заставила Раскольникова против
его воли пролить человеческую кровь, стеной встала между ним и миром,
навеки отделила от матери и сестры. Он страдает, он мечется в исступлении,
чувствуя, что происходит что-то непредвиденное, что-то страшное: "Разве
я старуху убил? Я себя убил!" Душу свою убил, уничтожил Бога в себе.
Его преступление – есть истинное переступание запретной черты, морального
закона. И вот во сне происходит новое убийство: Раскольникову снится,
что старуха снова жива – и он вновь опускает топор на ее голову, вновь
ее убивает, добивает с ожесточением! Вспомните, ведь даже преступника
не казнили вторично, если почему-либо казнь не свершилась: оборвалась
веревка, пуля лишь ранила. Считалось, что сам Господь вмешался в людское
правосудие. Но в душе Раскольникова рухнули моральные преграды: он снова
убивает ту, на кого однажды уже поднял руку.
А количество его жертв растет: "взяли"
некоего Миколку, обвинив в убийстве Алены Ивановны, – уже четвертая жертва.
Пятой станет Пульхерия Александровна – она не смогла пережить случившегося
с любимым сыном.
И наконец, Раскольников видит сон
о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя
Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество
в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь
гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые
переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества
люди убивают друг друга – и все меньше живых остается на нашей планете,
охваченной вирусом наполеоновской идеи. Пустая земля, где люди перебили
друг друга, – вот логический итог теории Раскольникова.
И только после этого сна начинается
освобождение его из-под власти идеи, начинается – может наконец начаться
– его путь к людям.
По материалам: Монахова О.П., Малхазова М.В.
Русская литература XIX века. Ч.2. – М.: "Марк", 1994.
Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.- М.: "Художественная
литература", 1986.
М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского. М.: "Алконост",
1994.
|