Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Программа школы
 

Шеншин и Фет: жизнь и стихи
Часть II

И.Н. Сухих

(продолжение)

      В год своего семидесятилетия Фет пишет стихотворение "На качелях":

И опять в полусвете ночном
Средь веревок, натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.


И в ответ на предостережения желчевика и вечного зубоскла В.П. Буренина ("Представьте себе семидесятилетнего старца и его "дорогую", "бросающих друг друга" на шаткой доске... Как не обеспокоиться за то, что их игра может действительно оказаться роковой и окончиться неблагополучно для разыгравшихся старичков!") пожалуется Полонскому. "Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, и платье ее трещало от ветра, а через сорок лет она попала в стихотворение, и шуты гороховые упрекают меня, зачем я с Марией Петровной качаюсь" (Письмо от 30 декабря 1890 г. // Цит. по.: Фет А.А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1959. С. 775). Биографическое истолкование лирического субъекта у поэта без истории только закрывает путь к смыслу произведения.
      Но сдвиги в мире Фета на пути от 40-50-х к 70-90-м гг. все-таки происходят. Описать их можно, пользуясь фетовскими же размышлениями из статьи "О стихотворениях Тютчева", в которой предлагается четкая, рациональная концепция лирического образа (Концепция - тоже слово из фетовского лексикона. См. письмо Толстому от 3 февраля 1897 г., где говориться о "концепции всего стихотворения" (Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. Т. 2. С. 44).
      Избранный поэтом "предмет" рассматривается прежде всего со стороны его красоты и воплощается в образ, "передающий внешнюю сторону явления". Одновременно в образе находят выражение поэтические мысль и чувство. (Причем Фет специально подчеркивает отличие поэтической мысли от философской: "Чем резче, точнее философская мысль, чем вернее обозначена ее сфера, чем ближе подходит она к незыблемой аксиоме, тем выше ее достоинство. В мире поэзии наоборот. Чем общей поэтическая мысль, при всей своей яркости и силе, чем шире, тоньше и неуловимей расходится круг ее, тем она поэтичней" (Фет А.А. Соч. Т. 2. С. 150). Но между этими компонентами поэтического целого могут устанавливаться разные отношения. Поэтическая мысль может непосредственно вытекать из образа, формулироваться, а может отодвигаться в "архитектоническую перспективу", "тонко и едва заметно светить в ее бесконечной глубине". "У одного мысль выдвигается на первый план, у другого непосредственно за образом носится чувство и за чувством уже светится мысль..." (Там же. С. 151). Причем какой-то из этих элементов обязательно оказывается доминирующим: "Искусство ревниво; оно в одном и том же произведении не допускает двух равновесных центров. Хотя мысль и чувство постоянно сливаются в художественном произведении, но властвовать раздельно и единовременно всей пьесой они не могут" (Там же. С. 157).
      Ранний Фет обычно выводит мысль за пределы произведения или удаляет ее далеко в архитектоническую перспективу. В его лирике безусловно доминирует чувство. Позднее, не отказываясь от такого композиционного построения, Фет все чаще идет тютчевским путем. "Второй год я живу в крайне для меня интересном философском мире, и без него едва ли можно понять источник моих последних стихов", - написано Толстому в пору увлечения Шопенгауэром (Письмо от 3 февраля 1879 г. // Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. Т. 2. С. 44-45).
      Раздел "Элегии и думы" пополняется думами главным образом в семидесятые-восьмидесятые годы. Обычными для Фета становятся философско-обобщаюшие заглавия: "Аltеr еgо", "Смерть", "Ничтожество", "Добро и зло", "Никогда". Некоторые фетовские стихотворения кажутся "почти "стилизованными" под Тютчева" (Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. С. 114. Там же и другие примеры "тютчевских" стихотворений Фета), воспроизводя его интонации, стилистику, любимый прием развернутого психологического сравнения:

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
ПРОГРАММА ШКОЛЫ
ХРЕСТОМАТИЯ
ТЕРМИНЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
СОЧИНЕНИЕ - ЖАНРЫ
ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ИЗЛОЖЕНИЕ
ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности