Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Программа школы
 

Шеншин и Фет: жизнь и стихи
Часть II

И.Н. Сухих

Полный текст статьи: Фет Афанасий. Стихотворения.- СПб.: Академический проект, 2001.
Печатается с разрешения автора.

В нашем лете истинная чепуха и есть истинная правда... В философии я признаю и даже высоко ценю отвлеченности, но в жизни я стараюсь укусить их за ляжку… Философия целый век бьется, напрасно отыскивая смысл в жизни, но его - тю-тю: а поэзия есть воспроизведение жизни, и потому художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует.

Фет - Полонскому, 23 января 1888 г.

Этот листок, что иссох и свалился,
Золотом вечным горит в песнопеньи.

"Поэтам". 5 июня 1890 г

      Фет писал стихи больше пятидесяти лет. Он был студентом, военным, помещиком, мировым судьей, прижимистым хозяином, публицистом "Русского вестника", собеседником Толстого, Тургенева, Вл. Соловьева - менялся, как всякий человек. Но люди, знавшие его, отмечали и иное, прямо противоположное.
      "Ты человек во сто раз более цельный, чем я. Ни про кого нельзя сказать, что можно сказать про тебя: сразу ты был отлит в известную форму, никто тебя не чеканил и никакие веяния времени не были в силах покачнуть тебя! Если ты пессимист, то вовсе не по милости Шопенгауэра; ты в студенческие годы был почти таким же" (Я.П. Полонский. Письмо А.А. Фету от 20 декабря 1890 г. // Фет А.А. Стихотворения, поэмы. Современники о Фете. М., 1988. С. 432-433).

      "В течение более чем полувековой литературной деятельности Фет сохранил все тот же неизменный, своеобразный отпечаток, который сразу выделяет его из плеяды современных ему поэтов. Несмотря на все перемены во внешней обстановке, его внутренний мир остается все тем же" (Цертелев Д.Н. А.А. Фет как человек и как художник // Русский вестник. 1899. № 3. С. 217).
      И сам поэт говорил в конце жизни: "Я с первых лет ясного самосознания нисколько не менялся и позднейшие размышления и чтения только укрепили меня в первоначальных чувствах, перешедших из бессознательности к сознанию" (Письмо К.Р. (Великому князю К.К. Романову). 1891 г. // Русские писатели о литературе. Т. 1. М., 1939. С. 432).

      Это противоречие конструктивно, принципиально для понимания фетовского творчества.
      В тридцатые годы была написана статья М. Цветаевой "Поэты с историей и поэты без истории", в которой была предложена проницательная - изнутри! - типология художников: "Все поэты делятся на поэтов с развитием и поэтов без развития. На поэтов с историей и поэтов без истории. Первых графически можно дать в виде стрелы, пущенной в бесконечность, вторых в виде круга ... О поэтах без истории можно сказать, что их душа и личность сложились еще в утробе матери. Им не нужно ничего узнавать, усваивать, постигать - они все уже знают отродясь... Они пришли в мир не узнавать, а сказать. Сказать то, что уже знают, все, что знают (если это много), единственное, что знают (если это одно)" (Цветаева М.И. Соч.: В 2-х т. Т. 2. М., 1980. С 395-396, 399).
      Позднее и независимо от Цветаевой (ее статья лишь в семидесятые годы стала известна русскому читателю) к сходным идеям пришли историки литературы, уже непосредственно связывая их с творчеством Фета.
      "Поэзию Фета, например, отличает чрезвычайное единство лирической тональности, притом единство в своих истоках романтическое. И все же для понимания лирического субъекта поэзии Фета термин лирический герой является просто лишним; он ничего не прибавляет и не объясняет. И это потому, что в поэзии Фета личность существует как призма авторского сознания, в которой преломляются темы любви, природы, но не существует в качестве самостоятельной темы" (Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 159).
      "Понятие писательского пути предполагает возможным по крайней мере два основных истолкования. В одном случае можно говорить о пути писателя прежде всего как о его позиции, в другом, включающем и первый случай, - как о его развитии... Писатель, как и всякий человек вообще, в какой-то мере эволюционирует. Но в первом случае эта эволюция не является характеризующим, демонстративным признаком писателя и, конечно уж, не составляет особой темы в его творчестве. Главное здесь - не столько развитие, изменение, а лицо, угол преломления действительности, поэтический мир, система ценностей. Таковы Кольцов, Тютчев, Фет. У этих поэтов линия авторской эволюции не выдвигается вперед, а тема развития лирического героя звучит приглушенно или почти не звучит, поскольку - у Тютчева и Фета - и сам образ лирического героя задвинут в подтекст ..." (Максимов Л.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981. С. 10).

- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
ПРОГРАММА ШКОЛЫ
ХРЕСТОМАТИЯ
ТЕРМИНЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
СОЧИНЕНИЕ - ЖАНРЫ
ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ИЗЛОЖЕНИЕ
ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности