Образ Чичикова. "Повесть о капитане Копейкине"
Образ Чичикова –
так называемого "сквозного героя" – самый сложный и многоплановый
в поэме. Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью,
активностью. Это фигура предпринимателя – новая в русской литературе.
Композиционно
этот образ строится так, что сначала, познакомившись с ним, составив о
нем свое мнение, мы получаем возможность узнать, как формировался его
характер. Эту композиционную особенность поэмы и ее значение очень точно
комментирует Ю.В. Манн: "Хотя мы с самого начала
понимаем, что являемся свидетелями аферы, но в чем состоит ее конкретная
цель и механизм, становится полностью" ясным лишь в последней главе.
Из этой же главы становится ясной и другая, не объявленная вначале, но
не менее важная "тайна": какие биографические, личные причины
подвели Чичикова к этой афере. История дела оборачивается историей характера".
Образ Чичикова нарочито усложнен:
в нем то и дело проявляются черты, казалось бы, ему чуждые. Авторские
размышления зачастую оказываются не только авторскими, но и чичиковскими,
как, например, о балах, о Собакевиче, о губернаторской дочке... В Чичикове
наиболее сильно явлена непредсказуемость и неисчерпаемость живой души
– пусть и не Бог весть какой богатой, пусть и скудеющей, но живой.
Одиннадцатая глава
посвящена истории души Чичикова. Начинается его жизнеописание с момента
рождения, когда жизнь сразу глянула на появившегося на свет человека "кисло-неприятно,
сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища
в детстве!" И далее кратко описана бедная материальная и нищая духовно
жизнь мальчика, обреченного повторить незаметный, бессмысленный путь отца
и кануть в безвестность. Не от этой ли ущербности яростный протест Чичикова,
его желание во что бы то ни стало составить материальное благополучие
своих будущих детей, чтоб не презирали они отца, чтоб вспоминали его с
благодарностью?!
Единственное, что мог дать Павлуше
его отец, – полтина меди и наставление, поднесенное как духовный завет:
"Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай,
а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику,
то хоть и в науке не успеешь, и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход
и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а
если уж пошло на то, так водись с теми, что побогаче, а больше всего береги
и копи копейку: это вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель
тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой
бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой".
Вот так – коротко и ясно. И что-то
ведь напоминают нам рассуждения Чичикова-старшего? Ну конечно! – Молчалина:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без
изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Щвейцару, дворнику, для избежанья
зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Так же, как Молчалин, Чичиков активно
добивается материального благополучия, стремясь понравиться всем начальникам
"умеренностью и аккуратностью". А как откликаются на эти таланты
"начальники"! Вспомните, например, учителя Павлуши: "Надобно
заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения
и терпеть не мог умных и острых мальчиков..."
Но при всей близости "молчалинскому"
типу, Чичиков гораздо глубже и сложнее своего предшественника: "Нельзя,
однако же, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства
и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни
сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но
только, чтобы не заключалось это в значительной сумме, чтобы не трогать
уже тех денег, которых положено было не трогать; словом, отцовское наставление:
береги и копи копейку – пошло впрок".
Особенность Молчалина в том, что он
напрочь лишен нравственных принципов. Гоголь углубляет анализ "молчалинского
типа". Чичиков не беспринципен, по-своему способен к сочувствию,
по-своему переживает, что торжествуют глупость и несправедливость. Но
основа трагизма и, одновременно, комизма этого образа
в том, что все человеческие чувства Чичикова существуют постольку поскольку,
а смысл жизни он видит в приобретении, в накопительстве. Это еще
не плюшкинская мания обогащения ради обогащения. Для Чичикова деньги
– средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной свободной
жизни. Но в этом-то и состоит ловушка: при нравственной неразборчивости
деньги очень скоро обращаются в самоцель, и человек лишь обманывает себя,
считая их средством. Их никогда не будет хватать, надо накопить еще и
еще – это прямой путь к Плюшкину...
|