Художественный мир поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
В 1835 году Гоголь
приступает к работе над своим главным трудом – "Мертвыми душами". Однако
работа была прервана "Ревизором". Комедию Гоголь написал очень быстро
– за два месяца. В начале 1836 года он уезжает за границу, чтобы продолжить
отложенную поэму. К 1841 году первый том был готов, и Гоголь вернулся
в Россию для того чтобы опубликовть его. В декабре 1841 года рукопись
поступила в московскую цензуру, но поэму запретили. Спешно забрав рукопись,
Гоголь передал ее отправлявшемуся в Петербург Белинскому. В столице с
помощью П.А. Плетнева, В.Ф. Одоевского и других друзей удалось сравнительно
быстро добиться цензурного разрешения. В апреле 1842 года Гоголь получил
рукопись с цензурной визой и письмо цензора А.В. Никитенко, человека глубоко
порядочного, любящего и ценящего литературу: "Сочинение
это, как Вы видите, прошло цензуру благополучно; путь ее узок и тесен,
и поэтому не удивительно, что на нем осталось несколько царапин и его
нежная и роскошная кожа кое-где поистерлась".
"Царапины" оказались довольно серьезны.
Во-первых, было изменено название поэмы. Теперь она называлась "Похождения
Чичикова, или Мертвые души". Таким образом, из всего множества значений
понятия "мертвые души" извлекалось одно, самое поверхностное: суть авантюры
Чичикова. Вторая жертва, потребованная цензурой, была еще страшнее: запретили
"Повесть о капитане Копейкине". Гоголю пришлось изменить содержание повести,
чтобы цензура ее пропустила: "Уничтожение Копейкина
меня сильно смутило! Это одно из лучших мест в поэме, и без него – прореха,
которую я ничем не в силах заплатать и зашить. Я лучше решился переделать
его, чем лишиться вовсе," – писал Гоголь Плетневу 10 апреля 1842
года. К сути внесенных Гоголем изменений мы вернемся, когда будем говорить
о главе, посвященной капитану Копейкину. Итак, в 1842 году первый том
поэмы "Мертвые души" увидел свет.
В 40-е годы прошлого века – время
переломное для русской литературы, время поисков новых форм, способных
приблизить художественное произведение к действительности, отразить с
наибольшей полнотой духовные и социальные противоречия современной жизни.
Поэтому главное место в литературе эпохи занимает
особый вид реализма, получивший название "натуральной
школы". Белинский в это время писал, что народность есть "альфа
и омега" настоящего периода. Но истинная народность в литературе не поощрялась
цензурой, подменялась, согласно официальной уваровской концепции ("самодержавие,
православие, народность"), изображением крестьян, распевающих за сохой
чувствительные песни и прославляющих государя. В то же время острота "крестьянского
вопроса" заставляла многих авторов и критиков видеть народность только
в правдивом изображении жизни крепостных. На самом деле понятие народности
много шире и глубже обоих схематизированных толкований: Гоголь был убежден,
что "истинная национальность состоит не в описании
сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален,
когда описывает совершенно сторонний мир и глядит на него глазами своей
национальной стихии...", глазами своего народа.
Таким образом, истинно
народным произведением может быть такое, где писатель философски осмысливает
сложность, противоречия современного мира, ища их истоки в коренных свойствах
национальной психологии и в особенностях исторического пути народа.
Эта тонкая и сложная связь искусства с действительностью – основа гоголевского
художественного мира, и только на таком фундаменте можно было "воздвигнуть"
воплощенную в "Мертвых душах" "всю громадно несущуюся жизнь". Связь искусства
и реальности у Гоголя усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления
жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Противоречия эпохи доведены
им до степени абсурда, пронизывающего всю русскую жизнь. Гоголь умеет
увидеть и показать обыденное под совершенно новым углом зрения, в неожиданном
ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Мир гоголевских
произведений насыщен элементами мистики, фантасмагории – явной или скрытой,
имеющей место или кажущейся. Действующими лицами часто становятся неодушевленные
предметы: красная свитка, портрет, нос... Окружающий мир в произведениях
Гоголя одушевлен и активен: он вторгается в жизнь героев, кроит ее на
свой лад. И тем ярче контраст активного внешнего мира с бездействием,
духовной леностью героев, с их куцым, робким и застывшим внутренним миром.
На этом сопоставлении, на столкновении внешнего и внутреннего миров, на
их взаимопроникновении и взаимовлиянии строится художественный метод Гоголя.
Приступая к работе над поэмой, обдумывая ее план, Гоголь в 1835 году писал
Пушкину, что хочет "показать хотя с одного боку всю Русь". По сути, это
близко к установке "Ревизора": "...собрать в одну кучу все дурное в России
и разом посмеяться надо всем".
|