А.С. Грибоедов "Горе от ума"
Система образов комедии. Проблема прототипов
Героев комедии можно разделить на
несколько групп: главные герои, второстепенные, герои-маски и внесценические
персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы,
отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX
века.
К главным героям
пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии
строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с
другом и движет ход пьесы.
Второстепенные
герои – Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие – тоже участвуют
в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.
Образы героев-масок
предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают
его лишь как важные "приметы времени" или как вечные человеческие
типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития
сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Их участие
в комедии основано на приеме "кривого зеркала". К героям-маскам
можно отнести Репетилова, Загорецкого, господ N и D, семейство Тугоуховских.
Автора не интересует личность каждой из шести княжон, они важны в комедии
лишь как социальный тип "московской барышни". Это воистину маски:
все они на одно лицо, мы не отличим реплику первой княжны от высказывания
второй или пятой:
3-я. Какой эшарп cousin мне подарил!
4-я. Ах! да, барежевый!
5-я. Ах! прелесть!
6-я. Ах! как мил!
Эти барышни смешны Чацкому, автору,
читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье. Ибо при всех ее достоинствах,
при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в чем-то Софья и "стрекочущие"
княжны очень и очень близки. В их обществе Софья воспринимается естественно
– и мы видим героиню уже в несколько ином свете.
В отличие от княжон, которых Грибоедов
лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным дать им имена в афише, их отец
имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич Тугоуховский. Но и он безлик,
и он маска. Ничего, кроме "э-хм", "а-хм" и "у-хм"
не произносит, ничего не слышит, ничем не интересуется, собственного мнения
начисто лишен... В нем доведены до абсурда, до нелепости черты "мужа-мальчика,
мужа-слуги", составляющие "высокий идеал московских всех мужей".
Князь Тугоуховский – вот будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича
Горича. На балу сплетню о безумии Чацкого разносят господа N и D. Вновь
ни имен, ни лиц. Олицетворение сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах
сфокусированы все низменные черты фамусовского общества: безразличие к
истине, равнодушие к личности, страсть "перемывать косточки",
ханжество, лицемерие... Это не просто маска, это, скорее, маска-символ.
Герои-маски играют роль зеркала, поставленного
напротив "высшего света". И здесь важно подчеркнуть, что одной
из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного
общества, но заставить общество себя в зеркале узнать.
Задаче этой способствуют внесценические
персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене
не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои
"Горя от ума" не имеют каких-то определенных прототипов (кроме
Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических
персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов
описывает Чацкому одного из тех, кто "шумит" в Английском клубе:
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.
И не только Чацкий, но и большинство читателей
"узнавали по портрету" колоритную фигуру того времени: Федора
Толстого – Американца. Занятно, к слову, что сам Толстой, прочитав в списке
"Горе от ума", себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил
изменить последнюю строчку следующим образом: "В картишках на руку
нечист". Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение:
"Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали,
что ворует табакерки со стола".
|