Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Программа школы
 

Мотив странствия в романе "Герой нашего времени"

      Мотив странствия является одним из ведущих в романе "Герой нашего времени".
      Печорин называет себя "странствующим офицером". Действительно, почти в каждой главе романа он появляется на какое-то время, а потом вновь уезжает, чтобы назад уже не возвратиться. Исключение составляет только глава "Фаталист".
      Так происходит в "Бэле": Печорин приезжает в крепость Н. а все заканчивается со смертью Бэлы: "Три месяца спустя его назначили в е…й полк, и он уехал в Грузию". В главе "Максим Максимыч" центральный герой появляется проездом, по дороге в Персию с одной мыслью: "Авось где-нибудь умру по дороге". Так и происходит: возвращаясь из Персии, Печорин умирает. В "Тамани" он тоже проездом, а после истории с контрабандистами при первой же возможности покидает "этот скверный городишко". Глава "Княжна Мери" вновь начинается приездом героя на новое место: Печорин в Пятигорске, он полон радостных ожиданий: "Весело жить в такой земле..." Заканчивается же все опять "как обычно": Печорин играет роль "топора в руках судьбы", покидает место своего пребывания - теперь уже Кисловодск - и оказывается в крепости Н. Однако в самом словосочетании "странствующий офицер" есть парадоксальное содержание, осложняющее романтическую традицию. Оно дает о себе знать неоднократно: ведь через Тамань Печорин едет "по казенной надобности", в крепость Н. отправляется по распоряжению начальства и т. д. Эти "странствия" по приказу и "по казенной надобности" вносят в романтическую тему ноту жестокой обусловленности.
      В самом конце "Княжны Мери" появляется своеобразное стихотворение в прозе о "желанном парусе", и это придает характеристике центрального героя иной тон. В "Тамани" впервые в жизни возникает мотив волнующегося моря и паруса. Печорин замечает, что смотрит на маленькую лодку Янко, отчаянно сражающуюся с яростными волнами, "с невольным биением сердца". Позднее, после откровенного рассказа о бурях душевных, после мучительных и беспощадных наблюдений над самим собой, Печорин сравнивает себя с "матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига", душа которого "сжилась с бурями и битвами" и который "скучает и томится", будучи выброшенным на берег. Так в роман врывается струя взволнованного лиризма - мотив "Паруса", одного из самых задушевных стихотворений поэта, символа мятежной лермонтовской поэзии. Таким образом приоткрывается и внутренняя - лирическая - связь автора со своим героем. Особенно важен интимный характер этой переклички: ведь "Парус" не был опубликован в ту пору. За внешней парадоксальностью сопоставления (Печорин, не умеющий плавать, в чем он сам признается в "Тамани", сравнивает себя с матросом, сжившимся с морской стихией) скрывается определенный символический смысл: мысль о глубокой противоречивости натуры и судьбы героя.

      В каждой из частей "Героя нашего времени" Печорин показан в совершенно разной среде, в разном окружении: то это вольные, привыкшие жить по суровым законам природы и патриархального быта горцы ("Бэла"), то мир "честных контрабандистов" ("Тамань"), то праздное светское общество, на Кавказских минеральных водах ("Княжна Мери"). Происходит своеобразное "странствование" Печорина по различным пластам современной автору общественной жизни России. Сюжет романа строится так, что герой оказывается причастным ко всем изображаемым жизненным сферам, но в то же время является постоянно отторгнутым, отделенным от них, оказывается в положении скитальца, странника.

      В "Герое нашего времени" постоянно - то прямо, то в какой-то опосредованной форме - проводится соотнесение: Печорин - "все поколение", современное Лермонтову поколение. Поэтому нет предыстории Печорина в полном смысле этого слова, он везде - проездом. Даже возраст героя постороннему наблюдателю определить трудно: то 23 года, а то и 30.
      Известно, что в 1841 году Лермонтов пишет предисловие ко второму изданию своего романа. В нем автор счел необходимым прямо заявить, что его герой-это "портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии". Известно также, что в процессе работы Лермонтов изменяет первоначальное название своего романа "Один из героев начала века". Окончательное - "Герой нашего времени" - содержит больший обобщающий смысл.

- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
ПРОГРАММА ШКОЛЫ
ХРЕСТОМАТИЯ
ТЕРМИНЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
СОЧИНЕНИЕ - ЖАНРЫ
ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ИЗЛОЖЕНИЕ
ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности