Тема Родины в лирике Лермонтова
Открытие, что люди
в большинстве своем решают вопросы быта, а не бытия, приводит героя раннего,
юношеского периода творчества Лермонтова к романтическому
конфликту с обществом. Он трагически переживает этот конфликт,
шлет проклятия миру "безжалостных людей", видя в нем лишь "кучу
каменных сердец" ("Два сокола"). В ранней лирике звучат
и гражданские мотивы неприятия рабства ("Жалобы турка"); прославления
революционного подвига ("10 июля (1830)", "30 июля. – (Париж)
1830 года"); возвеличения былого могущества России ("Новгород",
"Приветствую тебя, воинственных славян..."). Социальные проблемы
представляются ему следствием каких-то глубинных процессов, сущностных
черт человечества и народа. Так, в стихотворении 1829 года "Монолог"
предвосхищаются темы и образы "Думы":
Поверь, ничтожество есть
благо в здешнем свете. -
К чему глубокие познанья,
жажда славы,
Когда мы их употребить
не можем?..
Как солнце зимнее на сером
небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша.
Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа
тоскует...
В этом стихотворении важна мысль о
том, что сама родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание,
на гибель дарований – душит их. И тем сильнее звучит мотив
противопоставления современного ущербного существования "здешнего
света" прежнему, былому могуществу России. Героические образы русских
богатырей – бесстрашных, могучих и мудрых – создает Лермонтов. Одно из
высших проявлений мощи русского духа находит он в недавнем прошлом: в
войне 1812 года. Значение победы России над Наполеоном для Лермонтова
символично; поэт видит в ней не просто военный триумф, но торжество справедливости,
огромной духовной высоты нации. Именно поэтому аллегорическое повествование
об этой войне в "Двух великанах" написано в ключе былинного
сказа, где сам дух народа персонифицируется в образе "древнего русского
великана".
В одном из замечательных поздних стихотворений
"Бородино" поэт вновь акцентирует внимание на символичности
победы русского воинства – "богатырей" прошлых лет:
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
В "Бородине" в полную силу
звучит мотив противопоставления "богатырям"
"нынешнего племени", современников, не способных на подвиги,
утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской
и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет
по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не
противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом.
Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно
и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении
постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает
основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует
не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова,
и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку
отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было
принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не
в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении,
мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина
победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного,
народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество,
освободить Русь.
|