Прежде чем говорить
о проблематике и главных героях романа в стихах "Евгений Онегин",
необходимо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр
"Евгения Онегина" - лиро-эпический. Следовательно, роман
строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные
герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик,
от чьего лица ведется повествование). Лирический сюжет не просто равноправен
в романе - он доминирует, ибо все события реальной жизни и романного бытия
героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской
оценки.
Ключевая, центральная
в романе - проблема цели и смысла жизни, ибо
в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабристского
восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей.
И в такое время высший моральный долг художника указать обществу на вечные
ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского -
декабристского - поколения как бы "выходят из игры": они либо
разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях
бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение - то, которое
Лермонтов назовет "толпой угрюмою и скоро позабытой" - изначально
"поставлено на колени". В силу особенностей жанра в романе,
который литературоведение справедливо толкует как своеобразный "лирический
дневник" автора, отражен сам процесс переоценки всей системы нравственных
ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем
их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период
становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение
своего существования.
Центральный образ
романа - образ автора. При всей автобиографичности этого персонажа,
его ни в коем случае нельзя идентифицировать с Пушкиным, хотя бы потому,
что мир романа - мир идеальный, вымышленный. Поэтому, когда мы говорим
об образе автора, то имеем в виду не лично Александра Сергеевича Пушкина,
а лирического героя романа "Евгений Онегин".
Итак, перед нами лирический дневник
автора; откровенный разговор с читателем, где исповедальные моменты перемежаются
легкой болтовней. Автор то серьезен, то легкомыслен, иногда зло ироничен,
иногда просто весел, иногда печален и всегда остер. И главное - всегда
абсолютно искренен с читателем. Лирические отступления отражают изменения
чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному "ветреной
младости"), и к глубокому преклонению перед возлюбленной (сравните
строфы XXXII и XXXIII первой главы романа).
Для автора одним из важнейших критериев
духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Юность
не приемлет скучного постоянства:
...мы, враги Гимена,
В домашней жизни зрим
один
Ряд утомительных картин...
Супруг воспринимается как объект для
насмешек:
...рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.
Но обратим внимание на противостояние
этих стихов и строк "Отрывков
из путешествия Онегина":
Мой идеал теперь - хозяйка,
Мои желания - покой,
Да щей горшок, да сам
- большой.
То, что в юности казалось признаком
ограниченности, духовной и умственной скудости, в зрелые годы оказывается
единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя
заподозрить автора в ханжестве: речь идет о духовном взрослении человека,
о нормальной смене ценностных критериев:
Блажен, кто смолоду был
молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
|