Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
1826 – 1889
СТРОГИЙ РЕДАКТОР: ШКОЛА «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК»
Сухих И.Н.
Русская литература. ХIХ век (главы из учебника 10 класса)
Первая книга Н. Щедрина появилась, как мы помним, в журнале «Русский вестник».
С начала 1860-х годов этот издаваемый М. Н. Катковым либеральный журнал (Тургенев еще успеет напечатать в нем «Отцов и детей») станет
консервативным, официозным изданием и главным оппонентом Салтыкова. Вся последующая литературная жизнь писателя будет связана с
демократической журналистикой, с некрасовскими журналами.
В промежутке между двумя службами Салтыков редактирует литературный отдел «Современника» и печатается в этом журнале. Он проявляет себя
таким же неистовым литературным работником, каким чиновником-«трудоголиком» был совсем недавно. За два года он отредактировал тысячи страниц
других авторов и сам опубликовал множество рассказов, очерков, критических статей. В первом номере «Современника» за 1863 год из 800 страниц
более 200 было написано Салтыковым.
Вернувшись после окончательного ухода со службы в «Отечественные записки», продолжающие традиции закрытого правительством «Современника»,
Салтыков-Щедрин становится одним из соредакторов, главных помощников Некрасова. После смерти поэта он отвечает за издание уже в одиночку:
некрасовский журнал становится журналом Салтыкова.
«Отечественные записки» преследует цензура, у них много противников и критиков, но писатели, особенно начинающие, мечтают напечататься именно
здесь. Это самый авторитетный и самый читаемый журнал в России. В отдельные годы его тираж доходит до 10 тысяч – очень большая цифра для
семидесятых годов ХIХ века.
Салтыков не только внимательно читал все поступающие рукописи, но и своеобразно работал с ними, становясь иногда едва ли не соавтором
произведения. Он придумывал новые заглавия. В одной повести он убрал главного героя и вычеркнул целую сюжетную линию, за что получил
авторскую благодарность, а читатели даже ничего не заметили. В другой повести редактор поменял финал: вместо смерти от чахотки героиня
выходила замуж; но такое внезапное изменение вызвало уже не благодарность, а слезы расстроенной писательницы.
«Соавторство» Салтыкова было не насилием, а практической демонстрацией литературного мастерства, выявлением авторского лица, школой для
начинающих авторов (опытные уже завоевали право писать так, как хотели). Проходило время, и читатели с удивлением замечали: те, кто
блеснул в «Отечественных записках», часто не могли больше создать ничего интересного.
«Наиболее талантливые люди шли в «Отечественные записки» как в свой дом, несмотря на мою нелюдимость и отсутствие обворожительных манер.
Мне доверяли, моему такту и смыслу, и никто не роптал, ежели я изменял или исправлял. <…> Я вам скажу прямо: большинство новых литературных
деятелей, участвовавшее в других журналах, только о том и думало, чтобы в «Отечественные записки» попасть», – со скромной гордостью признается
Салтыков П. В. Анненкову после того, как его «журнальное гнездо» было разорено.
Катастрофа разразилась в 1884 году. Наводя новый старый порядок после убийства Александра II, власть, наконец, добралась и до крамольного
журнала. По мнению одного крупного чиновника, журнал стал «притоном отъявленных нигилистов» (тургеневское определение стало привычным и для
правительственных чиновников). «Отечественные записки» постигла судьба «Современника»: они были закрыты навсегда.
Последним прибежищем Салтыкова осталась только собственное литературное творчество.
|