Комедия "Вишневый сад"
Система персонажей
Комедийность "Вишневого
сада" заложена в самой структуре пьесы. Каждый герой поглощен своей
правдой", погружен в свои переживания и не замечает окружающих: их
боли, их тоски, их радостей и надежд. Каждый из персонажей как бы играет
свой моноспектакль. Из этих моноспектаклей и складывается действие, столь
сложное по звучанию. Это одновременно и полифония (многоголосие, особо
организованный хор самостоятельных голосов), и диссонанс, звучание несогласованное,
нестройное, где каждый голос стремится быть единственным.
Откуда эта самопоглощенность героев
"Вишневого сада"? Что мешает им услышать друг друга: ведь все
они – близкие люди, пытающиеся друг другу помочь, поддержать и получить
поддержку? Обратим внимание: каждый из героев исповедуется, но в итоге
все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам
по сцене. В какой-то момент исповедующийся понимает, что самого главного
объяснить не сможет. Так, Аня никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь
Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Что же "не
пускает" друг к другу героев пьесы? Дело в том, что по замыслу автора
каждый из них – не только личность, но и исполнитель определенной социально-исторической
роли: то, что можно назвать "заложник Истории". Человек может
в известной степени корректировать свою личность, свои отношения с окружающими.
Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие
внутренней сущности героя той социально-исторической роли, которую он
вынужден играть, – вот драматическая суть "Вишневого сада".
"Старая женщина, ничего в настоящем,
все в прошлом", – так характеризовал Раневскую
в своих письмах Станиславскому, ставившему пьесу, Чехов. Что же у нее
в прошлом? Ее молодость, семейная жизнь, цветущий и плодоносящий вишневый
сад – все это кончилось несколько лет назад, кончилось трагически. Умер
муж, имение пришло в упадок, возникла новая мучительная страсть. А затем
случилось непоправимое: погиб – утонул в реке – Гриша. Гибель сына – самая
страшная трагедия. Для Раневской ужас утраты соединился с чувством вины:
увлечение возлюбленным, поглощенность любовью, кажется ей, отдалили ее
от сына. Быть может, нелепую смерть можно было предотвратить? Быть может,
гибель Гриши – кара ей, матери, за непозволительную страсть? И Раневская
бежит из дома – от вишневого сада, от дочерей, от брата, от той реки,
где утонул сын, – от всей прежней жизни, от прошлого своего, обернувшегося
непоправимой катастрофой. Бежит, чтобы никогда не возвращаться, бежит,
чтобы где-нибудь закончить свою грешную и нелепую – после смерти мальчика
– жизнь.
Раневская оказывается в Париже. Притупилась
острая боль, схлынула первая волна отчаяния. Раневскую спасла любовь.
Чувство к человеку, ее недостойному, к подлецу... Но разве дано нам выбирать,
кого любить? Да, он негодяй, ее последний возлюбленный, он обобрал и бросил
ее, а после опять вернулся – снова нищим. И Любовь Андреевна все знает
о нем, все понимает – и не желает этого знать и помнить. Ибо ценно само
чувство, ибо нет для нее ничего в жизни, превыше любви.
Это единственная героиня "Вишневого
сада", живущая в ореоле любви: неслучайно само имя ее – Любовь. Любови
прежние и нынешние переплетаются в ее душе, умение любить бескорыстно
и безрассудно, целиком отдаваясь чувству – вот "ключ" к образу
Раневской. "Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю
этот камень и жить без него не могу". Кто еще из русских героинь
был так откровенен?!
Ее теперешнее странное парижское существование
есть, в сущности, жизнь после жизни. Ничто из прежнего не забыто. Не зажила
и никогда не заживет страшная рана. Все призрачней связь с родным домом
и родными людьми. Все невозможней ни стать "своей" в Париже,
ни вернуться к вишневому саду... Призрачность, нелепость существования,
тоска по дому, чувство вины перед дочерью и падчерицей – за то, что оставила
их, за то, что тратит их состояние, – томят Любовь Андреевну. И вот на
наших глазах делается решительный шаг: Раневская возвращается домой. Она
рвет телеграммы от своего возлюбленного, рвет не читая: с Парижем покончено!
Она счастлива: "Мне хочется прыгать, размахивать руками... Видит
Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала."
"Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла
забыть мое прошлое!"
Раневская возвращается в дом, где
все ее любят, где ее ждут – и преданно ждали пять "парижских"
лет. И где все ее за что-то осуждают: за "порочность", за легкомыслие...
Никто не желает принять ее такою, какая она есть; ее любят, осуждая и
посмеиваясь. И сама Раневская остро чувствует это, принимает справедливость
упреков, постоянно ощущает свою вину. Но рядом с чувством вины в ней нарастает
отчужденность: почему все требуют от нее чего-то, что дать она не может,
отчего ждут, что она изменится, станет той, какою окружающие хотят ее
видеть, перестанет быть собой?! Чем дальше, тем яснее становится: она
чужая здесь.
|