И.А. Гончаров
"Обломов"
Испытание любовью
Белокурова С. П., учитель гимназии № 405 Красногвардейского
р-на Санкт-Петербурга
Друговейко С. В., преподаватель кафедры русского языка СПбГУ
В поэтике мировой литературы
давно описаны два типа женственности, два типа любви, со времен Платона
именуемые "земной" и "небесной": библейские Марфа
и Мария, пушкинские Ольга и Татьяна… И если первая проявляется в заботах
о сиюминутном, телесном, плотском, бытовом, в пассивном служении своему
избраннику, то вторая избирает ту "благую часть, которая не отнимется
у нее" [Лк 10 38-42], – роль духовной соратницы
и вдохновительницы.
Эта роль Прекрасной Дамы, вдохновляющей
Илью Ильича Обломова на подвиги во имя любви, отведена в романе Ольге
Ильинской.
Фамилия возлюбленной Обломова отнюдь
не случайно по самой своей форме представляет притяжательное прилагательное,
образованное от имени Илья. По замыслу судьбы,
Ольга Ильинская предназначена Илье Обломову – но непреодолимость обстоятельств
развела их. Любопытно, что в описании этой героини весьма часто повторяются
слова гордая и гордость,
напоминающие о другом персонаже романа, за которого она впоследствии и
выйдет замуж, превратившись из Ольги Ильинской
в Ольгу Штольц: "Ходила Ольга с наклоненной
немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой,
гордой шее; Она смотрела на него со спокойной
гордостью; оскорбленная богиня гордости и
гнева; в глазах самолюбивой, гордой Ольги…".
Имя Ольга (предположительно от скандинавского
'святая, вещая, светлая, несущая свет'). Имя первой русской святой – княгини
Ольги. Философ Павел Флоренский, впервые попытавшийся обнаружить некий
общие черты, объединяющие носителей этого древнего имени, писал: "Раз
направившись волею к известной цели, Ольга вся без остатка и без оглядки
уйдет в достижение этой цели, не щадя ни окружающего, ни окружающих, ни
себя самое, почти до самопожертвования. <…> В <…> мгновение
<…> сознается Ольгою тщета ее прежних замыслов и несоизмеримость
всего мира, в котором она жила до сих пор, с миром, ей вновь открывшимся.
Она не хочет теперь воспользоваться собою как материалом для новой стройки
душевного тела, и силы ее направляются теперь на самообуздание <…>.
Тут самоотказ есть основная черта Ольги" [Флоренский
П. Имена. – М., 1993. С. 162-163]. Неслучайно и создаваемое повторением
звуков о и л созвучие
имени возлюбленной главного героя романа с его собственной фамилией.
Весь роман строится вокруг попытки пробуждения
и возрождения Обломова любовью к Ольге; попытки, содержанием которой становится
борьба с самим собой, а целью – преодоление обломовщины
в себе самом.
Татьяна и Онегин, Наталья Ласунская
и Рудин, Лаврецкий и Лиза Калитина… Изображение любви в русских романах,
написанных как до "Обломова", так и в одну с ним эпоху, открывает
читателям, что "мешать соединенью двух сердец" могут либо роковые
внешние обстоятельства ("Дворянское гнездо"), либо рожденные
самой эпохой глубочайшие внутренние противоречия, выразившиеся в некой
"неслиянности внутренних голосов" героев ("Евгений Онегин"),
либо совокупность того и другого ("Рудин").
В "Обломове" все по-иному.
Роковым препятствием, приведшим к разрыву Обломова и Ольги, оказывается…
обломовщина. Что есть обломовщина
в любви?
Едва ли не единственной силой, "движущей"
сюжет романа Гончарова, является любовь, она же более чем что-либо иное
высвечивает черты обломовщины в герое.
Обломов говорит Штольцу, что внутри него был заперт "свет",
который, не найдя выхода, постепенно угас. Свет Ольги ("святой, светлой")
выявил и те черты внутреннего облика Обломова, мимо которых читатель мог
бы при иных обстоятельствах пройти, не заметив в герое "голубиной
нежности", "честного, верного сердца". Но не только эти
черты.
Обломов в момент наивысшего душевного
подъема размышляет: "Ах, если б испытывать только эту теплоту любви
да не испытывать ее тревог! <…> Нет, жизнь трогает, куда ни уйди,
так и жжет! Сколько нового движения вдруг втеснилось в нее, занятий! Любовь
– претрудная школа жизни!". Прокомментируем эти размышления героя,
если учащиеся пройдут мимо этого важнейшего для раскрытия образа Обломова
пассажа. Ольга меньше всего похожа на обещанную нянькой в жены Илье Ильичу
"неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну", которая, как
известно из старинной народной сказки, была не женой, а матерью богатыря
Бовы Королевича. Обломов считал любовь своеобразной "обломовской
утопией", мечтал буквально скрыться в ней, как в "благословенной
Обломовке". Отнюдь не случайно в мечтах, как пишет Гончаров, Илья
Ильич представляет себя гуляющим с Ольгой по саду именно в Обломовке.
Мифическая Милитриса Кирбитьевна воплощает идеал жены-матери, Ольга –
жены-подруги, равной; для первой можно оставаться окружаемым повседневной
заботой любимым ребенком, рядом с другой необходимо непрерывно трудиться,
самосовершенствоваться, расти; первая обещает желанный покой, вторая требует
беспрерывного движения. "Господи! – восклицал Обломов.- Зачем она
любит меня? Зачем я люблю ее?.. И что это за жизнь, все волнения да тревоги!
Когда же будет мирное счастье, покой?". Поэтому, на наш взгляд, строки
в письме Обломова к Ольге: "Мне к лицу покой, хотя и скучный, сонный,
но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь", – отражают не слабость
героя, а его честность, умение открыто смотреть правде в глаза.
Обломова часто винят в слабоволии,
но отметим, что писатель, наделяя Ольгу идеальными чертами (вспомним,
что в романе она является под звуки "Casta Diva"), "инстинктами
самосознания, самобытности, самодеятельности" [Гончаров
И.А. СС. Т.8. – М., 1955. С.77], говорит и о ее гордыне. Новый
Пигмалион – Ольга надеется "изваять" нового Обломова: "Я
думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня…". Она
упивалась "ролью путеводной звезды", не чувствуя и не понимая
избранника. Она – деятель, в то время как Обломов – созерцатель. В момент
решительного объяснения, окончательного разрыва, когда позади "сирень,
аллея", письмо Ильи Ильича и недостает лишь последней точки, Обломов
восклицает: "Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего".
"Нет…нет…" – ответ Ольги и приговор обломовщине.
В этой сцене обломовщина предстает как
самообличение героя: "Что сгубило тебя? Нет имени этому злу. – Есть,
– сказал он чуть слышно. <… > Обломовщина! – прошептал он".
Для Гончарова, как замечает В.А. Недзвецкий,
любовь – "потребность в такой гармонической "норме" поведения,
при которой заветные мечты человека не противостоят его общественно-практическим
заботам и обязанностям, вообще, деятельности, но одухотворяют и гармонизируют
их собою" [Недзвецкий В.А. "Капитальнейшая
вещь": Роман И.А. Гончарова "Обломов" / Литература в школе.
1997. № 2. С.49]. Таким образом, любовь – главная, важнейшая составляющая
"нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть
устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю
жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную
гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные" [Недзвецкий
В.А. "…Прочтите эту прелесть" ("Обыкновенная история")
/ Литература в школе. 1998. № 3. С.39].
|