А.С. Грибоедов "Горе от ума"
Образ Софьи
Единственный персонаж, в некоторой
степени близкий Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал
о ней: "Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..."
В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры
и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье
довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей
автора: "Софья начертана неясно…". И только Гончаров в "Мильоне терзаний"
в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его
роль в пьесе.
Cофья лицо драматическое,
она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так
же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим
чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня,
но знают зрители) – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет
ее драматизм. Софьей движет любовь. Это в ней самое главное, это формирует
линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные.
Когда нет избранника – все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать
на сцене, на самом же деле – вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье
воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна
и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда
не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне
уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется
в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке
Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку –
Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью
постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама
ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них?
до всей вселенны?". Героиня, как ей кажется, относится к избраннику здраво
и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, // Что гений для иных, а
для иных чума, // Который скор, блестящ и скоро опротивит... // Да эдакий
ли ум семейство осчастливит?" "Горе от ума", "горе от любви" Софьи заключается
в том, что она выбрала и полюбила человека в ее представлении замечательного:
мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках),
не увидев при этом его истинного облика. Он подлец. Это качество Молчалина
Софья откроет в финале комедии. В финале же, когда она становится невольной
свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, когда "спала пелена",
она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматических
моментов всей пьесы.
Как же случилось, что умная и глубокая
девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина,
но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?
В "Горе от ума" есть исчерпывающее определение женского образования той
поры, данное Фамусовым:
Берем же побродяг и в
дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему
учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям!
и вздохам!
Как будто в жены их готовим
скоморохам.
|