Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" ЕГЭ: проблемы, мнения, комментарии
 

РЕЦЕНЗИЯ НА МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2008 ГОДУ

(окончание)

Т.Я. Ерёмина,
учитель русского языка и литературы гимназии № 406 Санкт-Петербурга

Но рассмотрим поочередно задания, предлагаемые в 3 части на выбор. Это хороший ход. Особенно достойно сформулировано задание, связывающее позицию автора и «собственное видение проблемы» выпускником.

C7.1. Как вы понимаете слова И.А. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Задание сформулировано противоречиво.

Во-первых, мысль Гончарова немедленно обращает выпускника к статье «Мильон терзаний», знание которой может проверяться. Но чтобы ответить на вопрос, недостаточно отлично знать статью и даже комедию. Надо разбираться в общественных отношениях разных времен – на сегодняшний день задача скорее обществоведения или политологии.

Во-вторых, если все же это считать целью читателя, то кого он должен вспомнить для сравнения с Чацким? Рудина, который вне программы? Уж не юного ли Пьера Безухова?.. Но особенно выразительно указание в скобках (по комедии – не на основе!): как же «Чацкие… не переводятся», когда в комедии он один, внесценические персонажи явно не в счет?

В-третьих, предлагается писать прямо по комедии, хотя сам И.А. Гончаров как раз выходил за пределы пьесы, говорил о ее общественном значении во все времена. Он называл для примера А.И. Герцена: «…Вспомним его стрелы, бросаемые в разные темные, отдаленные углы России, где они находили виноватого. В его сарказмах слышится эхо грибоедовского смеха и бесконечное развитие острот Чацкого».

Что делать выпускнику? Он обязательно отойдет от темы! Ведь задание сформулировано в духе мысли Молчалина: «Противуречья есть, и многое не дельно».

C7.2. На какие особенности поэзии А.А. Фета указывал Л.Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта?

При данной формулировке вопроса предполагается, что дети способны понять, а лучше знать именно мнение Льва Толстого, так как не написано «как вы понимаете…». Вероятно, лучше было бы автора мнения указать в скобках – меньше давления на пишущего.

На основе имеющегося в Стандартах списка изучаемых стихотворений А. Фета действительно можно писать о «лирической дерзости»: откровенности лирического голоса, новизне образов, нарушении канонов классического стихосложения даже в грамматике и т.д. Но что конкретно имел в виду Л.Н. Толстой («указывал»), написано даже не в каждом учебнике…

Вопрос достойный, хотя, конечно, для немногих.

C7.3. В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не оценено и не замечено при жизни героини? (По рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор».)

Если это тема не сочинения, а письменного ответа на вопрос, то следовало бы добавить - «с точки зрения автора». Между тем ответ необходим обширный, проведение аналогий с русским праведничеством, например, у Лескова; ответ требует знания множества художественных деталей из текста. А для современного выпускника тезис, подразумеваемый вопросом, еще и очень спорный. Как и само понятие «неканоническая святая». Это предмет для дискуссии на уроке, а не для точного знания с фиксированными вариантами (даже если так) ответа.

Еще одна опасность для современных школьников - создание текста как на экзамене по русскому языку (по-старому – на свободную тему). То есть выход за пределы текста с поисками внетекстовых аргументов своему мнению. Но вряд ли это в планах авторов, которые, тем не менее, выступают здесь как провокаторы. Должен ли экзаменационный материал провоцировать ошибку?

Таким образом, несмотря на изменение содержания экзаменационных материалов, они в очередной раз показывают неполное соответствие предмета «литература» тестовой форме аттестации выпускников. Но особенно удивляет некорректность заданий. А кроме того, как показал анализ, недостаточное уважение к личности выпускника-читателя. Ибо школа не готовит литературоведов, а помогает пробудиться, вырасти и реализоваться человеческой индивидуальности, духовно развитым людям. Конечно, в идеале. Но литература, как говорили еще в XIX столетии, - художество. А «цель художества не нравоучение, а идеал» (А.С. Пушкин).

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности