Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" ЕГЭ: проблемы, мнения, комментарии
 

РЕЦЕНЗИЯ НА МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2008 ГОДУ

(продолжение)

Т.Я. Ерёмина,
учитель русского языка и литературы гимназии № 406 Санкт-Петербурга

В начале 2 части очень выразительна подпись под стихотворением – (В.В. Маяковский). Как будто стихотворение существует само по себе, но вот вам сноска «для честности». Выражает же эта форма подписи непонимание того, что лирического героя раннего Маяковского всегда зовут Владимир Маяковский и без этого нельзя понять поэта.

C4. Основное в стихотворении – это не столько мысль, выраженная вопросом, а состояние души. Жажда избавить от «беззвездной муки» «кого-то», очень похожего на лирического героя («тревожного, но спокойного наружно»). Это именно у лирического героя Маяковского – «беззвездная мука», у той части его души, которая видит в «плевочках» – жемчужины. Именно он не может жить без «звездного неба над головой», с его красотой и беспредельностью. И еще юный герой заботится о «ком-то», напоминающем любимую. Потому что именно к ней обращенный вопрос рвется (не хочется произносить слово парцелляция) из-за скрываемого волнения – заботы. Не ей ли страшно в темноте?..

А если оставить все только на уровне мысли, то получится – людям плохо без звезд? С уверенностью можно сказать, что современные дети, особенно городские жители, спокойно сообщат, что обходятся фонарями. В стихотворении главное не мысли, а любовь, жажда, жгучее ощущение невозможности жить без красоты и необъятности мира.

Добавим, что звезды – среди «бесценных слов» Маяковского. Недаром и гораздо позже он напишет о «невозможной красе» Парижа, где «площадь – и та Этуаль, а звезды так сплошь этуали» («Еду» 1924).

Кстати, комментарий к заданию занял 12 предложений. Ничего не стоит объединить их в пары, чтоб стало не больше 10. Но зачем? Чтобы поместились на одну сторону листа?

Читаем B8. Хорошо, что в задании появляется слово отчасти. Как раз в стихотворении «Послушайте!» - минимум признаков футуристического стиля. Романтический – да. Даже эпатаж минимален: «плевочки» - это голос романтика1; жилистая рука говорит скорее о силе, могуществе, конкретизирует образ. Особенности «маяковских» метафор, прерывистый ритм, намеченный путь к «лесенке» - всё собственно поэта, а не направления. Почему не спросить просто о направлении, к которому себя в пору написания «Послушайте!» причислял поэт? При чем тут принципы?

В задании B10 определение метафоры дано неверное, потому что перенос – это и есть троп. Это не видовое определение, а родовое для метонимии, синекдохи, метафоры и др. И следует говорить о сходстве, а не о «переносе свойств» – во всяком случае при экзаменационной проверке. Потому что «Красная шапочка» - это, условно говоря, тоже «перенос свойств», но – метонимия.

Для B11 в ответе, конечно, анафора. Но прием «единоначатия» связан с повтором не только «в начале смежных строк», но и в начале «двух и более относительно самостоятельных отрезков речи» (Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев). Анафора может быть звуковой и синтаксической, что видно и у Маяковского. Так спросим иначе: почему повторяются начальные слова в строках и как называется такое строение речи? Вопрос о причине – на понимание, а о слове – только проверка знания терминологии.

Риторический вопрос (В12), «представляет собой в сущности утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен» (http://feb-web.ru). Так что риторический вопрос вообще не очень-то к кому-либо «обращён». Больше смысла спрашивать, что он передает, какие чувства или мысли выражает, что побудило поэта таким способом их выразить. И обращается лирический герой стихотворения не к человечеству вообще, а к читателям и к человеку, который рядом. Вероятно, что и к толпе – той, что его не поймет (см. «Нате!» и др.).

C5. Лирическая исповедь – вот достойное обозначение жанра. И вопрос сформулирован, пожалуй, ближе всего к тому, что могут и должны понимать выпускники. Говоря об особенностях выражения чувств и мыслей лирического героя, они скажут как раз о художественных особенностях стихотворения – и не нужно отдельной проверки знания терминов, потому что понадобится даже столь любимый лингвистами эллипсис: почти все стихотворение – неполные предложения, так как действующее лицо («кто-то»), конечно, все тот же лирический герой.

Задание С6 сформулировано красиво, но представляется весьма сложным. Во-первых, при такой формулировке («о связи человека и мироздания») нужно бы обратиться к философской лирике Тютчева, Фета, что уже сложно, – и наизусть. Соотношение с лермонтовским «Выхожу один я на дорогу…» или с другими размышлениями русских поэтов требуют мастерского владения анализом поэтического текста. Во-вторых, ненамного проще – воспоминание о «небе» князя Андрея или «хвостатой звезде» Пьера. Именно потому и сложно, что в задании – обозначить созвучие стихотворению Маяковского. Вероятно, стоило бы перенести это задание в число следующих – для большого сочинения по выбору.

 

1 Ср. о Г. Гейне и приснившемся ему Гегеле: «Звезды?.. - переспросил представший поэту во сне автор "Феноменологии духа", - это плевки на небе». (Цит. по http://libmax.ru)

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности