Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" Реформа орфографии
 

ЖУРНАЛИСТЫ ПРОТИВ ЛИНГВИСТОВ.
В ПРОИГРЫШЕ - РУССКИЙ ЯЗЫК
Эпитафия

(продолжение)

      Кроме того, члены комиссии предлагали изменить критерии оценки грамотности во время выпускных и особенно вступительных экзаменов. Существующая в нашей стране уже многие годы практика проведения письменного экзамена по русскому языку попросту противоречит здравому смыслу: пишущий остается один на один с листом бумаги, а проверяющий обкладывается всевозможными пособиями, да еще ходит в сложных случаях советоваться с коллегами. Так проходит экзамен в любой школе и в любом вузе. И дело не в том, что плохи проверяющие, - просто правила, изучаемые в школе, - это только верхушка орфографического айсберга, это правила в далеко не полном и упрощенном виде. Кроме них существуют еще десятки других правил, а к ним сотни дополнений, исключений и примечаний, которые реально используются (во всяком случае, должны использоваться) только в книгоиздании. Знаете ли вы правила, регулирующие правописание не со словами, оканчивающимися на -мый? Сможете ли объяснить, почему пишется ельнИнский, но преснЕнский (хотя и Ельня, и Пресня имеют на конце одинаковую букву)? Твердо ли помните, когда после в частности ставится запятая, а когда нет?
      Но считается, что во время экзамена нужно знать все существующие правила! И если учитель вряд ли станет снижать оценку за ошибки в правилах, не входящих в школьный курс (хотя и здесь есть возможность поставить двойку за грамотность, воспользовавшись незначительными пунктуационными погрешностями), то при поступлении в вуз, когда выводится одна общая итоговая оценка за содержание и за грамотность, можно получить ту же самую двойку, написав блестящее сочинение и сделав три ошибки в никому не известных правилах. При этом в расчет не принимается, собирался ли абитуриент стать филологом, биологом или авиаконструктором. Такая "двойная бухгалтерия" - семеро проверяющих со справочниками на одного безоружного абитуриента, - выдвигающая заведомо невыполнимые требования, позволяет вузам использовать сочинение как сито: при желании оплошности можно найти в любом сочинении.
      Кроме того, что такой подход несправедлив, он еще и совершенно неэффективен. Многолетняя практика показывает, что и студенты самых престижных вузов, тщательно готовившиеся к вступительному сочинению и старательно зазубривавшие хитросплетения правил, на старших курсах не могут безошибочно написать обычный диктант для старших классов. И это естественно: выпускные и вступительные экзамены - единственная в жизни человека ситуация, когда он обязан писать правильно, в дальнейшем за нашей грамотностью никто не следит. А знания, которые не используются, быстро стираются из памяти.
      Чтобы ликвидировать эту странную ситуацию, члены Орфографической комиссии предлагали, во-первых, дать возможность экзаменующемуся пользоваться орфографическим словарем и сводом правил, что восстановило бы элементарную справедливость и, что немаловажно, способствовало бы выработке умения и привычки пользоваться ими постоянно, вместо того чтобы зубрить правила только для экзамена. Безграмотный человек все равно не сможет воспользоваться такой помощью - невозможно все отведенное на экзамен время искать в многостраничном своде незнакомые правила, - а грамотному она поможет в тех случаях, где он сомневается. Во-вторых, предлагалось разделить правила в своде на главные, обязательные для запоминания, и факультативные, второстепенные, знание которых должно быть необходимо только для издательских работников и незнание которых не должно влиять на результаты выпускных и вступительных экзаменов.
      Кстати, ни в европейских странах, ни в США знание орфографии не играет заметной роли при поступлении в университет или колледж, в особенности при поступлении на негуманитарные отделения. Замечательно, что мы так печемся о грамотности своих специалистов, но не пора ли делать это более разумным путем?

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности