Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" Реформа образования
 


СБРОСИМ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ С ПАРОХОДА СОВРЕМЕННОСТИ!

(продолжение)

      К тому же изложение как вид аттестационного испытания не учитывает возрастных особенностей учащихся. В среднем звене, особенно в пятых - шестых классах, все дети - творцы. Тут бы и учить именно сочинению: развивать творческие способности, осваивать связную письменную речь, воспитывать способность к самовыражению. А их учат быть копиистами.
      Но вот - научили. Экзамен - изложение - сдан успешно, мы перешли в десятый класс. И - полное ошеломление: оказывается, теперь изложений писать не надо. Почему-то вдруг нужно писать только сочинения, да еще так, как требуют учителя: нужно хорошо уметь это делать! Творец может стать хорошим копиистом, а вот может ли стать копиист - творцом? И нагоняет панический ужас на новоиспеченного старшеклассника "страшное слово" - сочинение, и естественно, что, стремясь к положительной оценке, умный, талантливый ученик идет привычным путем копииста - начинает списывать чужие работы, заимствуя систему чужих мнений, привыкая не доверять собственному. Чаще всего ребята, уже отказавшиеся (отученные) думать, ищут так называемые "образцы" и стараются их воспроизвести. Да и где элементарная логика в подготовке к экзаменационному сочинению? По девятый класс включительно мы готовимся к изложению - и изложение пишем в качестве экзаменационной работы за девятый класс, сочинения же пишем довольно-таки редко, а главное - вовсе не по литературе. (Исключения бывают, но исключительно редко). Сочинения мы пишем в рамках такого предмета, как русский язык - а это другой предмет, в нем другие требования. Темы сочинений, как правило, нравственно-этического или краеведческого характера.
      И только два последних года, в десятом и одиннадцатом классе, при страшной перегруженности программы по литературе, когда времени нет не только на обучение сочинению - его нет на прохождение программы - мы пытаемся "писать" сочинения. При этом экзаменационная работа называется так: "Аттестационная работа по литературе (сочинение) за курс одиннадцатилетней школы". Разве это правомочно - спрашивать с учащихся то, что не было заложено? К тому же добрая половина тем экзаменационных сочинений опирается на материал, изучавшийся в шестом - девятом классах и, естественно, эти темы не прописаны, т. е. не проработаны должным образом как материал к творческим работам. Учащиеся и не берут эти темы, несмотря на прекрасные формулировки, т. к. не помнят, не знают, не продумали.

      Таким образом, непродуманная, не учитывающая возрастных особенностей, лишенная преемственности (да и простой логики) система работы по развитию речи приводит к негативному восприятию сочинения - как среди учащихся, так и среди взрослых. Страшный результат всего этого - почти готовое решение отказаться от сочинения, от вида работы поистине бесценного, не сопоставимого по степени полезности для ребенка ни с каким другим видом школьной деятельности.


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности