Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" Реформа образования
 


СБРОСИМ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ С ПАРОХОДА СОВРЕМЕННОСТИ!

(продолжение)

      Но такой размах непозволителен для тесных рамок одной статьи, и потому постараемся ограничиться только проблемами школьного сочинения. Но - как мы видим - проблемы эти достаточно широки. Все начинается с целеполагания - т. е. с той конечной цели, к которой российская образовательная система стремится. Эта цель - формирование личности гражданина демократического государства. Тогда посмотрим, какие качества личности развивает работа над сочинением и какие - востребуются и совершенствуются при других видах школьных работ. Диктант проверяет грамотность - и только. Кстати, это один из самых сложных видов аттестационного испытания и в силу этого (а также в силу чрезвычайно низкого уровня грамотности наших учащихся, уровня, который всем известен и - по привычке, оставшейся от советских времен - всячески замалчивается) никем не предлагается в качестве экзамена.
      Попутно нельзя не отметить отрадного факта - ученики российских школ в последнее время практически не пишут текстов "о погоде, о природе, о капусте в огороде", тексты носят развивающий, воспитывающий характер и, как правило, сопровождаются творческим заданием. Тесты проверяют только знания, учебные умения и навыки остаются вне поля зрения проверяющего. Кроме того, правильный ответ можно и угадать, случайно или по каким-то сопутствующим признакам. Кроме того, тесты не всегда корректны, а уж по литературе, где материал настолько прихотлив и тонок, что может быть, при известной мотивации, не один, а несколько правильных ответов, использование тестов никак не может заменить связный текст в качестве ответа на вопрос.
      Изложения требуют от учащихся только репродуктивных умений, и вот что-что, а повторять вслед за учителем дети отлично научаются в начальной школе. На том возрастном уровне нет в таком повторении ничего плохого - это входит в одну из задач обучения. Как мы учим? - Повторяй за мной! Есть в начальной школе такой вид работы - "контрольное списывание". Но уделять основное внимание развитию репродуктивных способностей в среднем звене обучения - значит убивать творческое начало в ребенке. Чем мы вполне успешно и занимаемся. Как ни странно, экзамен после 9 класса - изложение! (Было бы вполне резонным видеть такой экзамен после курса начальной школы: его введение помогло бы решить многие проблемы преемственности в обучении).
      Почему изложение как вид аттестационного испытания после 9 класса - неудачный вид работы? По многим причинам. Прежде всего потому, что детей готовят к экзамену. Ну и что в этом плохого? Ничего плохого в этом нет, просто детей учат тому, что они давно умеют, - повторять, воспроизводить. И, в силу нехватки предметного времени, учительских сил да и просто нехватки учителей - ничему другому. Изложение в среднем звене обучения - основной вид работы по развитию речи. И это вполне естественно, потому что впереди экзамен - изложение. Не будете же вы тренироваться исключительно в беге с барьерами, если вам предстоит бег на длинные дистанции? Каждый вид работы - в спорте, в учебе, в любом виде деятельности - требует своих умений и навыков (и, соответственно, эти умения и навыки развивает). Учить думать и чувствовать можно, но для этого нужны время и силы. Для того чтобы просто копировать, не нужно затрачивать ни времени, ни сил, - ни учительских, ни ученических. Изложение, как правило, учит просто воспроизводить исходный текст. И никакие творческие задания к изложениям положения не спасают. Потому что учителя вполне устроит такой примерно текст "творческого задания": "Мне очень понравилось это высказывание Паустовского (Нагибина, Пришвина и др.) В нем замечательно говорится о красоте русской природы (зодчества, живописи, человека и др.) Я тоже люблю и горжусь прекрасной русской природой (архитектурой, произведениями искусства, людьми и др.)" Вот и все: "троечка" обеспечена. А может, и оценка повыше.

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности