Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" ЕГЭ: проблемы, мнения, комментарии
 


ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?..
(Демонстрационный вариант ЕГЭ-2002 по литературе
с точки зрения практикующего учителя)

Т.В. Алексеева,
методист по русскому языку и литературе
Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

      В 2005-2006 учебном году выпускники всех школ России сдают аттестационные испытания в форме Единого государственного экзамена. Это значит, что под всеобщее "объЕГЭивание" подпадают уже нынешние девятиклассники. Между тем большинство педагогов и учащихся находятся в полном неведении относительно формы и содержания предстоящего Единого государственного экзамена. Авторы проектов модернизации российского образования практически в любой публикации ссылаются на "обсуждение с широким кругом педагогической общественности". На самом деле этого обсуждения не происходит. Да, Демонстрационный вариант ЕГЭ помещен на сайте Минобразования РФ (www.ege.ru), но у всех ли есть возможность заглянуть в Интернет и "вытащить" оттуда Демоверсию ЕГЭ?
      А между тем познакомиться с содержанием этого документа не только любопытно, но насущно необходимо. Учащимся нужно знать, к чему готовиться, учителям - к чему своих питомцев готовить, да и родителям вовсе не безразлично, что ожидает их детей на экзамене.

      Итак, "что день грядущий нам готовит"?.. Что представляет собой Единый государственный экзамен по литературе? Раскроем же материалы Демонстрационного варианта - 2002.

      Первая страничка - Инструкция. Она составлена кратко, корректно и доброжелательно. В ней - рекомендации учащимся: как рационально распределить время для выполнения работы, как правильно оформлять ответы. Заканчивается инструкция словами: "Желаем успеха!"
      Окрыленные этим добрым пожеланием, приступим к работе и рассмотрим ее с точки зрения практикующего учителя.

       Единый государственный экзамен по литературе состоит из трех частей: первая и вторая части - задания тестового характера и третья - создание сразу двух мини-сочинений. Ученику предстоит письменно ответить на вопрос проблемного характера и проанализировать художественный текст. Таким образом, ЕГЭ вовсе не "избавляет" ученика от сочинения, экзаменационное испытание становится даже сложнее, так как затрагивает разные сферы ученической деятельности. Казалось бы, эта "разноплановость" заданий хороша, так как позволяет учащимся многосторонне проявить свои знания и умения, делает более объективной итоговую оценку.
      Неплохо и то, что практически в каждой части ЕГЭ учащимся предоставляется возможность выбора. В зависимости от программы или от желания отвечающего, выбор предлагается в ряде тестов - можно отвечать по "Грозе" или по "Бесприданнице", по "Отцам и детям" или по "Дворянскому гнезду"… Тему для письменного ответа на вопрос можно выбрать из шести предложенных, при анализе художественного текста ученик сам решает, что он будет анализировать - стихотворение или прозаический отрывок.
      Но при внимательном рассмотрении работы очень многое настораживает. Создается впечатление, что составители заданий Единого государственного экзамена по литературе довольно далеки от реалий современной школы и учебный процесс видят скорее теоретически, нежели практически. "На бумаге" получается "гладко", а вот на практике то и дело встречаются эти самые пресловутые "забытые овраги"…

      На весь экзамен отводится всего четыре часа, а не шесть, как традиционно давалось на экзаменационное на сочинение. Час - на тесты (не знаешь- пропусти задание), полтора часа - письменный ответ на вопрос проблемного характера, еще полтора часа - письменный анализ художественного текста. На первый взгляд, все рассчитано, все четко. Разнообразная, энергичная деятельность, и четыре часа - все-таки не шесть, полегче.
      Но вдумаемся: что нужно успеть за эти четыре часа? Да "немного" - тридцать заданий тестового характера и два мини-сочинения, которые в общей сложности потянут по объему на одно вполне полноценное - шесть страниц школьной тетради… Поставьте себя на место выпускника, да еще с сознанием, что от этих вот часов (минут!) зависит будущность - поступление в вуз… С шестичасового сочинения можно уйти и через четыре часа: если справился с заданием - свободен. Ученикам "пишущим", тонко чувствующим слово, работающим над сочинением, что называется, "всласть", иногда маловато и шести часов работы на выпускном экзамене. Есть категория учащихся, как говорят психологи, "с повышенным уровнем тревожности", которые постоянно в мыслях будут обращаться к неудавшемуся пропущенному заданию, - таким тоже невозможно будет уложиться в четыре часа. А есть дети, знающие предмет, но медлительные, привыкшие работать кропотливо и добросовестно.
      Представьте нервозность такого экзамена. Он весь будет проходить как бы "под свисток": начали! Через час - переходим к сочинению! Еще через полтора: переходим к следующему сочинению!.. Вот так - с положенными перед собой часами - и будут писать наши выпускники, потому что не дай им Бог на экзамене по литературе … увлечься, поддаться обаянию темы или текста, задержаться на какой-либо мысли!
      Итак, фактор времени очень важен, и думается, ни к чему усугублять и без того напряженную атмосферу экзамена страхом, что можно не уложиться в отведенное время. Выпускной экзамен по литературе и без того считается самым трудным экзаменом. Мы часто говорим о здоровьесберегающих технологиях - отчего же здесь пропала наша забота о здоровье детей?


- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности