Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" Реформа образования
 

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Т.В. Алексеева
методист Научно-методического центра
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Заслуженный учитель РФ

Размышляя о своеобразии сегодняшних дней, невольно вспоминаешь слова Феклуши из пьесы Островского «Гроза»: «…Суетный народ, матушка… Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный: людей не узнаёт, ему мерещится, что его манит некто; а придёт на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдёт в тоске…

Тяжёлые времена, …тяжёлые. Уж и время-то стало в умаление приходить…Дни и часы всё те же как будто остались; а время-то, за грехи наши, всё короче и короче делается…»

Каким-то странным образом слова отнюдь не положительной героини оказываются во многом пророческими. В последнее время страна живет в ожидании научных прорывов, даже чудес (это ожидание или подогревается, или же сознательно создаётся СМИ). Планы на будущее – явно из области грёз: вот-вот, совсем немного осталось – и изобретут нечто такое!.. И в области педагогики – «Наша новая школа», «Портрет ученика» в «Стандартах второго поколения»… Но посмотрите на жизненные реалии! Хотя бы на тех приезжих, что кладут и снова взрезают асфальт на улицах нашего города, считая счастьем, что они нашли хотя бы такую работу. А шестиклассник, который на вопрос Чем ты хотел бы заниматься? – совершенно спокойно, не грубя, отвечает: Онанизмом. (Примеры подобного поведения и примеры удручающего невежества современных детей знакомы каждому, кто работает в обычной школе.)

Откуда, из каких заоблачных высот возьмётся это чудесное будущее, если в нем должны найти какое-то своё место и эти обездоленные люди, и наши милые школьники, да и мы с вами?

…Эта слишком уж очевидная «нестыковка» «планов громадья» и окружающей жизни казалась непонятной, удивляла и раздражала - до знакомства в проекте «Детство - 2030» с существованием форсайт-технологий. Технологий, так сказать, ускоряющих движение времени, приближающих будущее. И стало понятно: мы находимся в поле действия этих технологий, о чём просто не подозреваем. А потому остаёмся в ситуации вечно погоняемых, не успевающих «за прогрессом».

В проекте «Детство-2030» форсайт-технологии признаются научно обоснованными и даже выгодными для общества, потому что привлекают к себе значительные финансовые потоки, позволяют обеспечить занятостью массы людей и, что немаловажно, занять общественное внимание. При их использовании желаемое выдаётся за уже существующее, или, точнее, «подготовляемое к существованию». Ещё когда это нечто (неважно, что) изобретут (да и изобретут ли вообще?), а мы при всеобщем ажиотаже покамест обсудим, какого оно будет цвета, размера и формы и какими будет обладать качествами. Важно, что в обсуждении принимают участие все желающие – от маститого учёного до простой домохозяйки. А главное - пусть фирмы соперничают за спонсирование как изобретения, так и обсуждения этого изобретения в прессе. Какой простор для бурной деятельности! (…Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный… а придёт на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна…)

Судите сами, есть ли польза от форсайт-технологий, кому и чем они выгодны. Несомненно одно – эти самые технологии оказывают большое влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Вот проект «Наша новая школа»… Наша школа очень новая, несомненно, хотя, по статистике, средний возраст учителя – 52 года, а мужчин в школе – 6% от всего состава преподавателей. Ждем молодых учителей? Очень ждём! Но сколько их остаётся в школе? Приходит красавица с красным дипломом, звезда колледжа, а через месяц – «У меня от детей голова болит!» И ещё: «За такие гроши на такой работе…» И берёт брошенных первоклашек учительница со стажем, сетуя: «Это ведь не на год! Я себя знаю: прикиплю к детям душой и не смогу оставить…» Подобные примеры можно множить. Сколько бы мы ни мечтали о новом учителе в новой школе, признаем очевидное: школа наша держится – скажем деликатно - на учителях с большим стажем работы…

Второй постулат героини Островского – «время в умаление приходит» - каждый ощущает сейчас как нечто абсолютно точно, реально существующее. И это относится не только к субъективному восприятию времени. Смена «руководящих и направляющих» нашу деятельность документов, которая раньше показалась бы калейдоскопической, теперь считается вполне закономерной.

Мы обсуждаем стандарты второго поколения и готовимся к их принятию первоклассниками в будущем сентябре. Но Образовательные стандарты, как предполагают представители Министерства образования, будут меняться раз в пять лет. Значит, нам бы надо сегодня обсуждать уже стандарты 3-его поколения, или, по крайней мере, держать их в поле зрения! Вот и попробуем.

Мы знаем, что литературе постепенно уделяется всё меньше места в школьной программе. Можно сделать вполне закономерный вывод, что школьная литература составителями «руководящих и направляющих» документов не считается важным предметом. Но, изучая Стандарты второго поколения, видишь, что в них заложено отражение тех проблем общества, решение которых во многом можно найти именно на хороших уроках литературы. Значит, Стандарты третьего поколения вынуждены будут большее внимание уделить преподаванию литературы (или предмета, близкого к ней по своим задачам).

Стандарты – об этом говорится и в самом документе – нужно рассматривать как отражение социального запроса общества. Как соотносится социальный запрос – потребности общества – и школьная литература? Здесь есть место для размышлений.

Наиболее проблемная зона для общества сейчас – духовно-нравственное состояние общества. Педагоги часто сетуют, что «дети стали хуже». Но и учёные констатируют, что сегодня подрастающее поколение в большой степени подвержено «негативным духовно-нравственным деформациям». (Да и родители – прежний наш оплот и первые помощники! – тоже стали «трудными». Многие из них настороженно и даже негативно относятся к школе*.)

Мы знаем, что принципиальная основа Стандартов второго поколения - это опора на системно-деятельностный подход и внимание к воспитательным функциям образовательных программ.

 


* Статья писалась примерно за месяц до вопиющего факта: «гражданский муж» мамы одной из первоклассниц в присутствии детей избил «руками и ногами» молоденькую учительницу одной из школ Невского района Санкт-Петербурга – за то, что «плохо смотрела» за ребёнком.

 

- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности