Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" Реформа образования
 


ПРОВЕРИМ "АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ"?

Лариса СОКОЛОВА,
учитель русского языка и литературы,
Санкт-Петербург

Литература… Странный предмет в ряду школьных дисциплин. Эфемерный какой-то. Зачем мы забиваем головы бедным школярам, заставляя их читать о том, чего, возможно, никогда не было? Я думала, что знаю ответ… Ведь и в годы застоя мои коллеги умудрялись учить мыслить, сопереживать, сострадать.

Ознакомившись с тестами Единого государственного экзамена, я с горечью поняла, что я не тот предмет преподаю. Ни думать, ни сочувствовать теперь не нужно. Нам предлагают поиграть в игру под названием "Угадай-ка!". Главная задача участников этой литературной викторины - угадать логику составителей. Мне, по крайней мере, это не всегда удавалось. Попробуйте, например, однозначно ответить на такой вопрос: "Какой  из  героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" наиболее антипатичен Раскольникову?
1) Свидригайлов
2) Порфирий Петрович
3) Лебезятников
4) Лужин
".

Помню, наш университетский преподаватель сказал однажды: "Задавать вопрос: да или нет, трагическое или мажорное, черное или белое- это плоско, ненаучно". Составители тестов задают такие вопросы и на все знают ответ. И это не странно - это страшно.

Можете ли вы представить ученика, который на просьбу определить жанр "Героя нашего времени" ответит: "Книга про лишнего человека"? А в тестах предлагается выбрать "авторское определение жанра поэмы А. Твардовского "Василий Теркин" из следующего списка: "военная повесть, боевая хроника, летопись трудных лет, книга про бойца". Да, я, несомненно, помню о подзаголовке к этой поэме. Но разве это ее жанр?

А на вопрос: "В какой  форме  ведется  повествование  в  "Капитанской дочке"    А.С. Пушкина?" вряд ли смог бы  ответить  кто-либо,  кроме  авторов  тестов.  Сам А.С. Пушкин содержание произведения обозначает как "записки П.А. Гринева", и "семейными записками", как следует из ключей к тестам, их можно назвать лишь с очень большой натяжкой.

Еще один интересный вопрос: "Какие строки поэмы А. Блока "Двенадцать" повторяются в ней неоднократно в виде рефрена?" В справочнике для школьников (Литература. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1989) так объясняется термин "рефрен": "слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после каждой строфы стихотворения или куплета песни". Трижды повторенное во 2 главе "Эх, эх, без креста" - это рефрен?

А вот и вопрос на засыпку: "Какое средство художественной изобразительности использует С. Есенин в начальных строках стихотворений: "Отговорила роща золотая…", "Мир таинственный мир мой древний…", "За темной прядью перелесиц…"? Догадайтесь с одного раза! В примере с "рощей" на первом плане, несомненно, олицетворение, это подчеркивается и инверсией; второе стихотворение начинается с риторического обращения, в третьем главное - метафора. В ответе составителей - "эпитет". Эпитет - "определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете" (см. там же). Так что с "темной прядью" тоже вопрос спорный.

Мне вспоминается эпиграмма Д. Давыдова: "Остра твоя, конечно, шутка,//Но мне прискорбно видеть в ней // Не счастье твоего рассудка,// А счастье памяти твоей". Когда я знакомилась с тестами, эти строки назойливо звучали в голове. Как вы думаете, помнит ли выпускник 11 класса, кто в "Слове о полку Игореве" изображен так: "Бьешься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами…" и т. д., особенно если это произведение он изучал в 9 классе, да еще и читал его в поэтическом переложении? И таких вопросов на "счастье памяти" в тестах большая часть.

Часть III предлагает, "обращаясь (по памяти) к содержанию произведения... в ответе (с опорой на знание текста произведения)" раскрыть "роль художественных средств в изображении героев и событий". Мне пока не встречались вундеркинды, знающие даже не наизусть, а хотя бы близко к тексту "Войну и мир" Л.Н. Толстого или, например, рассказ А.П. Чехова "Попрыгунья". А как иначе можно анализировать текст?

Но прискорбно здесь даже не качество тестов, а то, что предмет, призванный закладывать основы нравственности, порядочности, гуманности, превращается таким образом в ненужную дисциплину, преподавание которой будет направлено на запоминание второстепенных деталей. Можно ли при помощи тестов проверить совесть, чувство собственного достоинства и верность долгу? Сочинение, пусть частично, давало возможность оценить зрелость гражданской позиции выпускника школы, его умение отстаивать свое мнение, логически мыслить, наконец!

Аркадий Аверченко сравнивал русскую революцию с "Луна-Парком": "Вот подходит к барьеру дурак, выбирает из корзины…побольше шаров<...>, вот размахнулся - трах! Вдребезги правосудие. Трах - в кусочки финансы. Бац! - и нет уже искусства ... трещит народное образование". Возможно, американская система тестирования хороша для Америки. Но причем здесь наша страна? Слепое подражание, мне кажется, рождается из нелюбви к своей стране и отсутствия чувства собственного достоинства. Остается лишь вослед Чацкому вздохнуть: "Хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев".

 

ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности