Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" Реформа образования
 

УНТЕР-ОФИЦЕРСКАЯ ВДОВА С МИНИСТЕРСКИМ ПОРТФЕЛЕМ,
ИЛИ
ЕЩЕ РАЗ О ВЫПУСКНЫХ СОЧИНЕНИЯХ В ОДИННАДЦАТОМ КЛАССЕ

(продолжение)

      Посмотрим на другие темы. Литература - предмет интересный и многоликий. И этот поэт неповторим, и тот писатель интересен, каждый по-своему тревожит душу, вызывает на размышления. Роскошное разнотравье русской литературы предполагает обилие интереснейших тем, на которые хочется писать, особенно читателю юному, непосредственно, эмоционально отзывающемуся на все явления окружающей жизни… В структуре экзаменационного пакета темы 3 и 4 - по творчеству писателя 19 и по творчеству писателя 20 века, автор и произведение указаны. Но вот пример… "Самодуры и самодурство в драме А.Н. Островского "Гроза". Перечитайте несколько раз: скулы сводит от тоскливой зевоты. Это как же надо относиться к такому замечательному предмету, как литература, чтобы в качестве образца темы экзаменационного сочинения выкопать такую пропылившуюся от времени ветошь? А от буйноволосого, тоскующего поэта, поэта, "любящего Россию до боли сердечной", поэта, стихотворения которого настолько музыкальны, что их, по мнению одного из критиков, можно записывать нотами, осталось дидактически-выхолощенное "Город и деревня в лирике Есенина".
      Да уж, образцы… Зато радуются дедушки: "О, вот как раз эти темы мы и писали на выпускных экзаменах!" Темы - середины прошлого столетия. Откуда этот разворот на 180 градусов? Даже страшновато становится…
      Зато темы, которые раньше назывались свободными (в приказе это тема под цифрой 5 - "Тема, связанная с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы, указан 19 или 20 век, произведение выбирает учащийся) - обнадеживают. Это умные, добрые, интересные темы: "Тема воспитания в одном из произведений русской литературы 18-19 веков", "Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии" (В.Г. Белинский). По 1-2 произведениям русской литературы 20 века".
      Нет концептуальной целостности в подборе экзаменационных тем, нет и единой, продуманной системы в формах итоговой аттестации по литературе. Уничтожение наработанного ранее нельзя выдавать за "совершенствование", как об этом говорится в приказе Министерства образования РФ. И никакие ссылки на то, что делается сие "с учетом предложений, поступивших из регионов страны", ни оправданием, ни ширмой служить не могут.

      Экзамен по литературе - сочинение - безусловно, труден для учащихся. Труден по целому ряду объективных причин, которые в этой статье мы не рассматриваем. Значит, надо думать о том, как психологически - да и физически - разгрузить учащихся. Перешли к открытым темам (в каком мажорном тоне говорилось об этом весной прошлого года!) - ну так давайте же действительно совершенствовать систему: дополним эти темы, изменим их на 25, 50 процентов, и достаточно. Сколько в темах прошлого учебного года было замечательных тем, над которыми учащиеся работают в течение этого учебного года! Это ли уже не достижение?
      Мы боимся, что наши выпускники спишут с заготовленных работ, если будут заранее знать темы? Не надо этого бояться.
      Ученики достойные списывать не будут - унизительно и неинтересно. Умные и старательные (даже и не очень "пишущие") сочинение составят из наработанных прежде материалов, и если работа будет грамотной и тема будет раскрыта - что же в этом плохого?
      Для слабых учащихся открытые темы просто спасительны: снимают нервное напряжение, позволяют хоть что-то наработать на "государственную оценку". (Правда, если это действительно открытые темы, а не та эквилибристика накануне экзаменов, к которой даже трудно отнестись всерьез).
      А вот тот, кто хочет списать, для кого это единственный, давно продуманный и решенный принцип работы над сочинением, - тот, вопреки всем ухищрениям, все равно спишет. Деятельность СМИ и государственная политика в области культуры (и не только) весьма успешно воспитали целое поколение прагматичных, крепких циников, умеющих приспособиться к любым условиям, найти выход в любой ситуации. Иногда - при помощи педагогов-наставников.


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности